Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

09.08.2016
ВОПРОС:
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
В учреждении запланировано небольшое количество аукционов, все процедуры, отыгранные у субъектов малого предпринимательства, заключены по п. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (единственная заявка). Аукционы признаны несостоявшимися, так как во всех случаях поданы единственные заявки, впоследствии признанные соответствующими требованиям документации об аукционе. Контракты с участниками, подавшими эти заявки, заключены на основании п. 25 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Будет ли нарушением законодательства, если в учреждении не будут заключены контракты в объеме 15% совокупного годового объема закупок по состоявшимся процедурам?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные закупки не должны учитываться при определении объема закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме меньшем, чем установлено ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Однозначно ответить на вопрос, может ли должностное лицо заказчика быть освобождено от ответственности в связи с указанными в вопросе обстоятельствами, не представляется возможным.

Обоснование вывода:
В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, если участник, подавший единственную заявку, и сама заявка признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе, с таким участником заключается контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 данного Закона в порядке, установленном ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо исключений для аукционов, проводимых в соответствии с требованиями ст. 30 Закона N 44-ФЗ, данная норма не предусматривает, поэтому заказчик в таком случае вправе заключить контракт с единственным участником из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 55 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-12)*(1). Такая закупка, в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не включается в расчет совокупного годового объема закупок, 15% от которого должны осуществляться у СМП и СОНО. При этом закупка у СМП и СОНО, осуществленная способом, не предусмотренным ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не является закупкой среди СМП и СОНО в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ, даже если по результатам закупки контракт был заключен с СМП или СОНО (п. 45 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Осуществление заказчиком закупок у СМП (СОНО) в меньшем объеме, чем установлено Законом N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ (смотрите тему 4 Обзора ФАС России за декабрь 2015 г., тему 3 Обзора ФАС России за ноябрь 2015 г.). Мы не можем исключить, что приведенные в вопросе обстоятельства при решении вопроса о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в связи с несоблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ объема закупок у СМП и СОНО будут учтены как, например, смягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ) либо свидетельствующие об отсутствии вины должностного лица (смотрите, например, постановление УФАС по Республике Мордовия от 25.06.2015 N 266). Однако в рамках этой консультации оценить перспективу наступления неблагоприятных последствий в приведенной ситуации мы не можем.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, определенных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же, связанные с привлечением к административной ответственности (в том числе за нарушение законодательства о контрактной системе), из сферы консультирования исключаются. Гарантировать систематическое предоставление консультаций по аналогичным вопросам мы не можем, такая возможность определяется индивидуально в каждом конкретном случае, в том числе с учетом текущей нагрузки экспертов, сложности заданных вопросов и предполагаемого объема ответа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

22 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также: Вопрос: Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона. По окончании срока подачи заявок были поданы две заявки. После аукциона оператором были направлены вторые части заявок. Одна вторая часть заявки была отклонена. Были осуществлены действия в соответствии с п. 25 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. После обращения в контролирующий орган было получено письмо, где рекомендовано использовать часть 4 ст. 30 Закона 44-ФЗ. Согласование с контрольным органом не предусмотрено. В связи с вышеизложенным обращение не может быть рассмотрено. Ссылаясь на вышеуказанное письмо, пришлось отменить закупку. Правомерен ли был такой ответ контрольного органа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2014 г.).

Все консультации данной рубрики