Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

09.08.2016
ВОПРОС:
В общеобразовательной школе (бюджетное учреждение) организовано горячее питание учащихся, продукция готовится в школьной столовой. Часть продуктов приобретается за счет субсидий на иные цели, часть приобретается за счет родительских средств. С каждым родителем (или законным представителем) на весь учебный год заключается договор о целевом взносе денежных средств на питание учащегося. Денежные средства поступают на расчетный счет учреждения ежемесячно по квитанциям, которые выдаются родителю для оплаты. Денежные средства не проходят через кассу учреждения. Учет поступающих от родителей средств организован по каждому учащемуся.
Какими бухгалтерскими проводками следует отразить в учете данные поступления? Будут ли расчеты с родителями отражаться в отчете по форме 0503769?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые расчеты, связанные с поступлением доходов, отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 205 00 "Расчеты по доходам" и счета 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам".
Информация о задолженности по аналитическим счетам учета доходов может быть включена в Сведения (ф. 0503769) как в части дебиторской, так и в части кредиторской задолженности.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании..." (далее - Закон N 273-ФЗ) организация питания обучающихся возложена на организации, осуществляющие образовательную деятельность. При этом обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется в случаях и в порядке, установленных органами местного самоуправления (п. 4 ст. 37 Закон N 273-ФЗ).
Источником финансирования расходов на организацию питания учащихся могут являться как средства бюджета*(1), так и средства, внесенные родителями обучающихся*(2).
В зависимости от содержания нормативных актов публично-правового образования, регулирующих вопросы обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных организациях и порядок (условия) привлечения для этих целей средств родителей (законных представителей), а также условий заключаемых с ними договоров поступающие от родителей (законных представителей) средства могут рассматриваться и в качестве оплаты стоимости питания учащихся, и в качестве компенсаций затрат учреждения, и в качестве целевые добровольных пожертвований.
Однако в учете поступление таких средств в любом случае должно отражаться в качестве доходной операции.
В настоящее время для учета расчетов по доходам учреждений госсектора используются счета 205 00 и 209 00 (п.п. 197, 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В этой связи в учреждениях госсектора должен производиться анализ всех получаемых доходов.
При этом решение об используемом в учреждении в подобных ситуациях счете и применяемых бухгалтерских проводках целесообразно закрепить в положениях учетной политики.
В устных разъяснениях специалисты Минфина придерживаются следующей логики распределения доходов между счетами 205 00 и 209 00:
- по счету 205 00 отражаются доходы, поступление которых в рамках уставных видов деятельности носит постоянный, прогнозируемый характер;
- расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 "Расчеты по доходам", отражаются по счету 209 00 (п. 221 Инструкции N 157н).
Также напомним, что согласно п. 3 Инструкции N 157н начисление доходов отражается бюджетными учреждениями методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты. Соответственно, доходы (поступления) должны быть отражены в учете в момент возникновения требований к их плательщикам.
В соответствии с положениями п.п. 93, 94, 109, 150 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации операции по начислению и поступлению денежных средств от родителей обучающихся могут быть следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 2 205 ХХ 560*(3) Кредит 2 401 10 ХХХ
- начислен доход в виде поступления средств от родителей (законных представителей) на основании договора;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 ХХ 660,
Увеличение по забалансовому счету 17 (код 130 или 180 КОСГУ)
- зачислены на лицевой счет поступившие средства.
2. Бюджетные учреждения при формировании бухгалтерской отчетности руководствуются Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).
Сведения (ф. 0503769) отражают обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов, сформированных в том числе по счетам бухгалтерского учета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" и 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 69 Инструкции N 33н).
При этом информация о задолженности по аналитическим счетам учета счетов 205 00 "Расчеты по доходам" и 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" может быть включена как в сведения о дебиторской, так и о кредиторской задолженности - применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета допускает по состоянию на отчетную дату как дебетовое, так и кредитовое сальдо по этому счету*(4).
Обратим внимание, что начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2016 года учреждения должны отражать "развернутую" информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. Так, помимо общей суммы дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемой по соответствующему номеру счета бухгалтерского учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода, в Сведениях (ф. 0503769) отражаются показатели увеличения и уменьшения задолженности за отчетный период.
В случае, если по состоянию на начало отчетного периода по данным счетам отражалась дебиторская (кредиторская) задолженность, а по состоянию на отчетную дату на счете сформировался кредитовый (дебетовый) остаток, информация о задолженности отражается отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженности. При этом в каждой из форм Сведений (ф. 0503769) отражается соответствующий остаток и обороты, его сформировавшие.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет доходов от оказания услуг (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00;
- Энциклопедия решений. Расчеты по доходам госучреждения (бюджета). Счет 205 00;
- Энциклопедия решений. Учет доходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

22 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 


*(1) Смотрите, например:
- решение Совета муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края от 25.09.2014 N 396 "О финансировании расходов на организацию питания учащихся образовательных учреждений муниципального образования Брюховецкий район";
- постановление Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края от 27.10.2010 N 1784 "Об установлении стоимости завтрака учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и установлении стоимости питания в коррекционных классах муниципальных общеобразовательных учреждений Усть-Лабинского района".
*(2) Смотрите, например:
- постановление Администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края от 11.01.2016 N 2 "Об утверждении порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Ейский район";
- постановление Администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 20.02.2015 N 189 "Об утверждении порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования Лабинский район";
- постановление Администрации муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края от 15.09.2014 N 987 "Об утверждении положения об организации питания учащихся и педагогических работников в общеобразовательных учреждениях муниципального образования Брюховецкий район";
- постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края от 28.04.2015 N 3140 "Об утверждении порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Новороссийск и признании утратившими силу отдельных постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск".
Порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Крыловского района обнаружить не удалось.
*(3) Если в разрядах 22-26 номера счета бюджетного учета здесь и далее указано "ХХ" или "ХХХ", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции или виду поступлений, выбытий объекта учета, соответствующие разрядам с 18 по 20 кода классификации доходов бюджетов (аналитическая группа подвида доходов бюджетов), расходов бюджетов (код вида расходов), источников финансирования дефицитов бюджетов (аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Выбор кодов аналитики и КОСГУ к счетам 0 205 00 и 0 401 10 в данной ситуации осуществляется в зависимости от содержания нормативных актов публично-правового образования, регулирующих вопросы обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных организациях).
*(4) Однако по счету 4 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" кредитовый остаток не допускается. Единственное исключение - уменьшение учредителем объема уже доведенной субсидии при отсутствии у учреждения возможности возвратить средства в бюджет до наступления отчетной даты.

 

Все консультации данной рубрики