Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

11.08.2016
ВОПРОС:
Частью 7 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что замена члена комиссии допускается по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
Допускается ли не замена, а введение в состав комиссии новых членов после начала проведения закупки?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Введение в состав комиссии по осуществлению закупки новых членов после начала проведения закупки не противоречит требованиям закона.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - контрагенты), за исключением осуществления закупки у единственного контрагента, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее также - комиссия).
Согласно ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Эта норма устанавливает минимальное число членов комиссии: для конкурсной, аукционной или единой комиссии оно составляет пять человек, для котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - три человека. Максимальным пределом число членов комиссии закон не ограничивает.
Часть 7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
Из ряда разъяснений контролирующих органов следует, что вопросы формирования комиссии относятся к компетенции заказчика. Так, в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2742 отмечается, что заказчик самостоятельно своим приказом создает комиссию и утверждает положение о комиссии по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в котором указывает цели создания и принципы работы комиссии, а также ее функции, порядок создания и работы в соответствии с выбранным видом создаваемой комиссии. В п. 1 письма Федерального казначейства от 25.03.2014 N 42-7.4-05/9.3-191 обращается внимание на то, что Закон N 44-ФЗ допускает как создание единой комиссии по осуществлению закупок, так и создание конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений перед проведением каждой закупки.
Вопросы включения в состав комиссии новых членов (увеличения количественного состава комиссии) Законом N 44-ФЗ не регламентируются. На наш взгляд, указание ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ на необходимость принятия заказчиком решения о создании комиссии с определением ее состава до начала проведения закупки означает лишь то, что комиссия не должна создаваться после начала осуществления закупочных процедур, что, очевидно, обусловлено выполнением комиссией функций по проверке соответствия участников закупки установленным требованиям (ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Однако из положений ст. 39 Закона N 44-ФЗ не следует, что количество членов комиссии может быть определено только до начала проведения закупки и в дальнейшем должно оставаться неизменным. Как мы уже отметили, названный Закон ограничивает только минимальное количество членов комиссии и не исключает возможности увеличения заказчиком однажды определенного состава комиссии. Учитывая, что заказчик не лишен права сформировать единую комиссию по осуществлению закупок, действующую на постоянной основе, представляется нелогичным и не вытекающим из целей осуществления закупок и принципов контрактной системы в сфере закупок (ст.ст. 6, 13 Закона N 44-ФЗ) запрет на увеличение ее количественного состава после единожды принятого решения о создании такой комиссии.
Поэтому, с нашей точки зрения, правило ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ нельзя понимать как ограничивающее возможность увеличения числа членов комиссии по осуществлению закупок решением заказчика после начала проведения закупки. Можно также отметить, что такое увеличение не нарушает права и законные интересы участника закупки, поскольку ранее принятые комиссией решения в связи с этим не пересматриваются.
Подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и судебной практики по этому вопросу мы не обнаружили. За письменными разъяснениями заинтересованное лицо вправе обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

19 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики