Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

12.08.2016
ВОПРОС:
Российская организация принимает на работу временно пребывающих граждан Республики Беларусь (как уже зарегистрированных в РФ на срок 90 дней по месту пребывания, так и вновь прибывших).
1. Может ли организация заключать с такими работниками бессрочные трудовые договоры?
2. Существуют ли у организации ещё какие-либо обязанности по извещению контролирующих органов, помимо обязанностей:
- по регистрации сотрудников по адресу организации как месту пребывания;
- извещения ФМС России о заключении трудового договора?
3. Так как регистрация по месту пребывания возможна на срок 90 дней, а трудовой договор - бессрочный, то организация должна каждые 90 дней продлевать регистрацию сотрудников по адресу организации как месту пребывания? И сколько раз её вообще можно продлевать для временно пребывающего сотрудника?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии перечисленных в ст. 59 ТК РФ оснований с иностранным работником должен быть заключен бессрочный трудовой договор. При заключении трудового договора с гражданином Белоруссии у организации-работодателя нет обязанности по уведомлению органов занятости населения, налоговых и иных органов, помимо указанных в вопросе. При заключении бессрочного трудового договора работник-белорус должен быть поставлен на миграционный учет бессрочно.

Обоснование вывода:

1. Срок трудового договора

В соответствии с частью пятой ст. 327.1 ТК РФ между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор.
Согласно ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается или может заключаться только в случаях, прямо указанных в этой статье или иных статьях ТК РФ либо в иных федеральных законах. Однако ни в Трудовом кодексе РФ, ни в нормативно-правовых актах, регулирующих правовой статус иностранных граждан, не содержатся требования о заключении с иностранным гражданином срочного трудового договора по причине его гражданства или того, что его право на проживание или работу в России ограничено определенным сроком (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 23.10.2013 N ПГ/9509-6-1).
Таким образом, с иностранным гражданином, в силу отсутствия в законодательстве прямого указания на заключение с такой категорией иностранцев срочных трудовых договоров, следует заключить трудовой договор на неопределенный срок при отсутствии, разумеется, предусмотренных ст. 59 ТК РФ обстоятельств для заключения срочного трудового договора.
В силу части пятой ст. 58 ТК РФ трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, апелляционные определения СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.05.2014 N 33-5236/2014, СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 16.04.2014 N 33-765/2014). Поэтому срочный трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином при отсутствии к тому оснований, закрепленных в законе, может быть признан судом заключенным на неопределенный срок.

2. Уведомление государственных органов

Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. При этом сотрудники и должностные лица ФМС России продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения организационно-штатных мероприятий, связанных с упразднением, то есть до 1 июня 2016 года. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России. Следовательно, здесь и далее по тексту под территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ следует понимать территориальный орган МВД России (далее - подразделение по вопросам миграции МВД РФ).
В силу абзаца 5 п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) подразделение по вопросам миграции МВД РФ обменивается с органами занятости населения в соответствующем субъекте РФ и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ в области персональных данных.
Таким образом, помимо указанных в вопросе, при заключении трудового договора с гражданином Белоруссии у организации-работодателя нет обязанности по уведомлению органов занятости населения, налоговых и иных органов.

3. Срок регистрации по месту пребывания

Организация - работодатель иностранного гражданина обязана представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). Данное требование сохраняется и при приеме на работу граждан Белоруссии. Неисполнение работодателем обязанности по уведомлению органов миграционного учета РФ о прибытии (и убытии) иностранного гражданина в место пребывания является основанием для привлечения работодателя к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 29.01.2010 N КА-А41/15542-09 по делу N А41-27432/09).
Порядок постановки иностранных граждан на учет регламентирован разделом III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила). Форма уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287 "Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания". Уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной либо в случае невозможности этого (ч. 3 ст. 22 Закона N 109-ФЗ) самим временно пребывающим иностранным гражданином в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил). Принимающей стороной в данном случае является работодатель (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ; смотрите также постановления ФАС Московского округа от 01.10.2008 N КА-А40/9114-08 и N КА-А40/9117-08). Местом пребывания иностранного гражданина будет место нахождения организации-работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ). Таким образом, принимающей стороне - работодателю следует уведомить подразделение по вопросам миграции МВД РФ о прибытии иностранного гражданина именно в место нахождения организации-работодателя (структурного подразделения, в котором занят иностранный работник).
Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24.01.2006), п. 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014, далее - Договор), сторонами которого являются, в том числе, Россия и Белоруссия, граждане Республики Беларусь освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в органах миграционного учета РФ в течение 30 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации. Из указанных норм в совокупности с положениями ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, на наш взгляд, следует, что если с момента прибытия на территорию Российской Федерации до даты заключения трудового договора прошло менее 30 суток, то работодатель обязан направить уведомление до окончания указанного срока, а если этот срок составляет менее семи рабочих дней, то в течение семидневного срока; в остальных случаях уведомление должно быть направлено в семидневный срок. Однако каких-либо официальных разъяснений относительно сроков направления уведомления и применения норм указанных соглашений нам найти не удалось. Поэтому во избежание споров с органами миграционного учета рекомендуем Вам руководствоваться правилами ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.
По общему правилу, установленному абзацем вторым п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с Законом N 115-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, применяются правила международного договора.
В соответствии с п. 5 ст. 97 Договора срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов его семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Иными словами, гражданин Республики Казахстан вправе находиться на территории России в течение всего срока действия трудового договора. При этом указанному лицу не требуется в течение срока действия трудового договора выезжать с территории РФ и вновь въезжать на нее. Соответственно, установленное абзацем вторым п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ девяностосуточное ограничение времени пребывания в России на работающих белорусов и членов их семей не распространяется, и при заключении бессрочного трудового договора они должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания также бессрочно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

19 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики