Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
12.08.2016
- Органом власти субъекта РФ осуществлена реализация объектов недвижимого имущества (имущество казны). Покупателем госимущества является физическое лицо, не являющееся ИП. Стоимость имущества указана в договоре с учетом НДС. По условиям договора денежные средства (задаток) физическое лицо перечисляет на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение.
Каков порядок отражения учреждением (органом власти) операций по начислению и перечислению НДС при реализации государственного имущества? Какой код вида расходов и статью КОСГУ следует использовать к счету 1 401 00 в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на уплату органом власти налога на добавленную стоимость отражаются по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей" и по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. В 15-17 и в 24-26 разрядах номера счета 1 401 20 подлежат отражению код вида расходов 852 и статья 290 КОСГУ соответственно.
Обоснование вывода:
1. Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, содержится соответственно в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ и является исчерпывающим. Операции по реализации имущества казны физическим лицам в данном перечне не поименованы, следовательно, они признаются объектом обложения НДС.
Органы власти (местного самоуправления) прямо не указаны в ст. 143 НК РФ как налогоплательщики НДС. Однако наличие специальной нормы пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, которой установлено, что не является объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами власти (местного самоуправления), позволяет сделать вывод: в некоторых ситуациях и органы власти (местного самоуправления) должны исчислять и уплачивать налог в бюджет. Одним из таких случаев является реализация имущества казны физическим лицам, не имеющим статуса ИП.
В силу положений п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговыми агентами по НДС признаются покупатели указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Из приведенной нормы следует, что физические лица в данном случае выполнять обязанности налогового агента не могут.
Порядок исчисления и уплаты НДС в ситуации, когда покупателем имущества казны выступает физическое лицо, не являющееся ИП, положениями главы 21 НК РФ не урегулирован.
Однако специалисты уполномоченных органов, рассматривая вопрос об уплате НДС при реализации физическим лицам имущества, составляющего казну публично-правового образования, приходят к выводу, что перечисление налога в бюджет, исчисленного при реализации на территории РФ имущества, возлагается непосредственно на органы власти (местного самоуправления), осуществляющие операции по реализации имущества (письма Минфина России от 14.08.2013 N 03-07-11/33075, от 27.07.2012 N 03-07-11/198, от 14.05.2012 N 03-07-11/142, от 25.04.2011 N 03-07-11/107, от 16.02.2011 N 03-07-11/33, от 18.01.2011 N 03-07-11/11, от 19.08.2009 N 03-07-14/88, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@). Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы (смотрите, например, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 N 11АП-4442/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 N 07АП-2870/16, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.05.2016 N Ф02-1895/16 по делу N А19-9984/2015).
Налоговая база при реализации имущества, составляющего имущество казны, определяется расчетным путем (п. 4 ст. 164 НК РФ) исходя из того, что стоимость реализуемого имущества включает НДС, если в договоре и (или) в отчете об оценке прямо не указано, что рыночная стоимость имущества определена без НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 3139/12, смотрите также постановления ФАС Уральского округа от 30.04.2014 N Ф09-1870/14, Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 N 17АП-14744/13).
В письме Минфина России от 26.07.2013 N 03-07-14/29784 указано, что при реализации имущества организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе признаваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществляемой как в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации...", так и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", цена имущества исчисляется исходя из рыночной стоимости, то есть независимо от порядка налогообложения НДС, применяемого в отношении указанного имущества.
2. Казенные учреждения при формировании номеров счетов бюджетного учета используют коды бюджетной классификации в соответствии с требованиями:
- п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н;
- Приложения N 1 "План счетов бюджетного учета" к Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - Инструкция N 162н;
- Приложения N 2 "Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета" к Инструкции N 162н.
Согласно абз. 4 п. 2 Инструкции N 162н формирование 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с приложением N 2 к Инструкции N 162н, если иное не предусмотрено Инструкцией N 162н.
В соответствии с Приложением N 2 к Инструкции N 162н при формировании 1-17 разрядов номеров счета 0 401 20 000 указываются 4-20 разряды кода классификации расходов бюджета (код раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов (15-17 разряды)).
В 24-26 разрядах номера счета Рабочего плана счетов казенными учреждениями отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в пп. 5.1 раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, за исключением налога на имущество организаций и земельного налога, отражаются по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей". Согласно Указаниям N 65н уплата налога на добавленную стоимость в части обязательств государственных казенных учреждений отражается по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Таким образом, в 15-17 и в 24-26 разрядах номера счета 1 401 20 в рассматриваемой ситуации должны быть отражены код вида расходов 852 и статья 290 КОСГУ соответственно.
В соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, операции по начислению и уплате НДС от реализации государственного имущества казны физическому лицу должны быть отражены в учете органа власти с применением следующих бухгалтерских записей:
Дебет КРБ 00000000000000852 1 401 20 290 Кредит КРБ 00000000000000852 1 303 04 730
- начислен НДС при реализации имущества казны;
Дебет КРБ 00000000000000852 1 303 04 830 Кредит КРБ 00000000000000852 1 304 05 290
- перечислен НДС в бюджет.
Отметим, что указанная схема корреспонденций отражена также в уже приведенном по тексту письме Минфина России от 14.08.2013 N 03-07-11/33075.
Обратите внимание, что в случае, если покупателем соответствующего государственного (муниципального) имущества является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, средства от реализации указанного имущества могут быть зачислены на открытый в установленном порядке соответствующему получателю средств бюджета лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, для перечисления доходов от реализации указанного имущества и суммы налога на добавленную стоимость в установленном порядке на счет, открытый соответствующему органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", для последующего их перечисления в соответствующий бюджет (письмо Минфина России от 28.10.2015 N 03-07-14/61825).
Поэтому в данной ситуации органу власти субъекта РФ для уплаты НДС должны быть доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей" (смотрите также письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение при реализации имущества органами власти (местного самоуправления);
- Энциклопедия решений. НДС в органах власти (местного самоуправления).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
20 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним