Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

15.08.2016
ВОПРОС:
Во время процедуры заключения контракта (способ закупки - электронный аукцион) поставщик направил заказчику второй протокол разногласий на 14-й день, чем нарушил часть 13 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчик не опубликовал протокол отказа. Поставщик подписал контракт и прикрепил банковскую гарантию на 20 день заключения контракта в 17.25 - в то время, когда заказчик уже отсутствовал на работе.
Правомерно ли не заключать контракт с таким поставщиком и на какие нормы можно сослаться в протоколе отказа?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае победитель электронного аукциона должен быть признан уклонившимся от заключения контракта, заключение контракта с ним неправомерно.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Как следует из ч. 4, ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, который заказчик обязан рассмотреть в течение трех рабочих дней с даты размещения в ЕИС и разместить в ЕИС либо доработанный проект контракта, либо ранее размещенный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в ЕИС заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола, указанного в ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в частности, в случаях, когда он в установленные этой статьей сроки не направил заказчику подписанный проект контракта или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 данной статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Законом N 44-ФЗ не ограничено количество протоколов, которые победитель аукциона вправе направить заказчику в ходе заключения контракта, однако представляется, что все они должны быть направлены заказчику не позднее тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. В приведенной ситуации второй протокол разногласий направлен заказчику позже указанного срока, соответственно, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 N 09АП-12619/15, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 08АП-2915/15, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 12АП-10871/15). Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России (письмо от 22.01.2015 N Д28и-96). Заключение контракта с победителем аукциона, уклонившимся от заключения контракта, неправомерно (письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 N Д28и-1228).
Признание победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта влечет за собой включение информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). За ненаправление (или несвоевременное направление) в ФАС России информации, подлежащей включению в этот реестр, должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа (ч. 2 ст. 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях)*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

26 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале: Энциклопедия решений. Порядок направления заказчиком информации в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, действия ФАС России при получении такой информации.

Все консультации данной рубрики