Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

17.08.2016
ВОПРОС:
Через неделю после увольнения в связи с истечением срока трудового договора (договор был заключен на месяц в связи с увеличением объема работ) бывшая работница заявляет о своей беременности.
Должен ли работодатель аннулировать её увольнение в связи с истечением срока трудового договора и продлить его до окончания беременности, если работница принесет медицинскую справку о беременности? Как отражать это в табеле учета рабочего времени и производить выплаты за период между увольнением и представлением справки, ведь работник фактически не работал?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для продления работодателем срочного трудового договора необходимы соответствующие заявление беременной женщины и медицинская справка. Если на день увольнения работница указанные документы не представит, работодатель может ее уволить в связи с истечением срока трудового договора.
Если после увольнения женщина принесет медицинскую справку о беременности, работодатель не обязан восстанавливать ее на прежней работе и продлевать трудовой договор до окончания беременности.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что мнения специалистов и судебная практика по заданному вопросу неоднозначны.
Так, например, в ответе Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ" за сентябрь 2015 г. представители ведомства высказали мнение о неправомерности увольнения женщины в случаях, аналогичных рассматриваемому.
Такая позиция находит подтверждение и в судебной практике. Так, Волгоградский областной суд в ситуации, подобной приведенной в вопросе, пришел к выводу о применении п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 (далее - Постановление Пленума ВС РФ), согласно которому отсутствие у работодателя сведений о беременности сотрудницы в момент ее увольнения по инициативе работодателя не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе, и восстановил работницу на прежней работе (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.12.2015 по делу N 33-42/2016).
Вместе с тем хотим обратить внимание, что в п. 25 постановления Пленума ВС РФ речь идет об увольнении по инициативе работодателя. Согласно п. 2, п. 4 части первой ст. 77 ТК РФ истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК РФ) и расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ) являются разными основаниями его прекращения: срочный трудовой договор прекращается на основании объективного события - истечения срока его действия, никакой инициативы работодатель здесь не проявляет. Поэтому, на наш взгляд, указанный пункт Постановления Пленума ВС РФ к рассматриваемым правоотношениям применяться не должен.
По нашему мнению, в приведенной ситуации следует исходить из буквального толкования части второй ст. 261 ТК РФ. В соответствии с указанной нормой в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска.
Таким образом, для продления работодателем срочного трудового договора необходимы соответствующие заявление беременной женщины и медицинская справка. Иными словами, если на момент увольнения работодатель не располагал сведениями о беременности, и работница не подавала заявления о продлении трудового договора, увольнение в связи с истечением срока трудового договора правомерно (смотрите также "158 вопросов и ответов по трудовому праву" (Б.А. Чижов, "Экономико-правовой бюллетень", N 10, октябрь 2014 г.)).
Как показывает анализ судебной практики, большинство судов придерживается именно такой позиции*(1).
Так, например, в апелляционном определении Московского городского суда от 06.11.2012 N 11-20791/12 указано, что в силу положений ст. 261 ТК РФ работодатель не имел достаточных оснований для продления в одностороннем порядке срока действия заключенного с истцом трудового договора до окончания ее беременности (смотрите также апелляционное определение Московского областного суда от 26.05.2014 по делу N 33-11339/2014; апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 20.04.2015 по делу N 33-9110/2015; апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 23.09.2014 по делу N 33-3630/2014; апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 04.03.2014 по делу N 33-2654/14; апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25.03.2016 по делу N 33-2055/2016).
Как следует из вопроса, о беременности женщина сообщила бывшему работодателю спустя неделю после расторжения трудового договора. На день увольнения работодатель не располагал такими сведениями: ни медицинской справки, ни заявления о продлении трудового договора в связи беременностью до расторжения трудового договора женщина не представила. Соответственно, работодатель имел право ее уволить в связи с истечением срока трудового договора.
Следовательно, если после увольнения женщина принесет медицинскую справку о беременности, работодатель не обязан восстанавливать ее на прежней работе и продлевать трудовой договор до окончания беременности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

29 июля 2016 г.


*(1) При этом суды также придают значение такому обстоятельству, как наличие (отсутствие) у женщины реальной возможности представить работодателю медицинскую справку и заявление о продлении трудового договора (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29.04.2014 по делу N 33-3460-14).

 

Все консультации данной рубрики