Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
17.08.2016
Ранее операции по реализации бюджетным учреждением различных отходов, полученных при списании (разборке, демонтаже) нефинансовых активов (к примеру, металлолома), отражались в учете с использованием счета 205 74 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами". На 01.01.2016 были показаны остатки по данному счету. Сейчас вышестоящая организация потребовала, чтобы остатки и обороты по таким операциям были показаны с использованием счета 209 74 "Расчеты по ущербу материальным запасам".
На какую нормативную базу учреждение может опираться для использования в операциях по реализации металлолома и иных отходов данного счета? Что можно сделать в учете сейчас для выполнения требований вышестоящего учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операции по реализации медицинским учреждением различных отходов, полученных в рамках осуществления основных видов деятельности, следует отражать в учете с применением счета 209 83 "Расчеты по иным доходам".
"Перенос" отраженных ранее доходов со счета 205 74 на счет 209 83 должен производиться в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н.
Обоснование вывода:
Для учета расчетов по суммам доходов бюджетными учреждениями применяется счет 205 00 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). На счете 205 00 отражаются расчеты по суммам:
- доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам;
- поступивших от плательщиков предварительных оплат (обособленно, на специальном аналитическом счете).
Вместе с тем в соответствии с п.п. 220, 221 Инструкции N 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н (далее - Приказ N 89н) отражению на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" подлежат, в частности, расчеты по компенсации затрат и расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 "Расчеты по доходам".
Поэтому, принимая во внимание нормы п.п. 197, 220 Инструкции N 157н, в бюджетном учреждении должен производиться анализ всех получаемых доходов, так как для учета расчетов по доходам начиная с конца 2014 года используется не только счет 205 00, но и счет 209 00. При этом решение об используемом в учреждении в подобных ситуациях счете и применяемых бухгалтерских проводках целесообразно закрепить в положениях учетной политики, если отдельные ситуации не урегулированы ни положениями Инструкции N 157н, ни положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
По общему правилу доходы, которые связаны с осуществлением уставных (основных) видов деятельности бюджетного учреждения, отражаются с использованием счета 205 00 "Расчеты по доходам" (смотрите абз. 7 п. 93 Инструкции N 174н). Если же доходы возникают по разовым операциям, в том числе и по реализации металлолома и иных отходов, остающихся в распоряжении учреждения от списания (демонтажа, ликвидации) нефинансовых активов, то применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (как расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах группы 205 00).
Отметим, что при переходе в 2014 году на новые положения Инструкции N 157н, утвержденные Приказом N 89н, письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918 были доведены Методические рекомендации (далее - Рекомендации). Пунктом 4.1 Рекомендаций было предусмотрено отражение операций по реализации металлолома, ветоши, макулатуры и иного имущества, полученного при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов нефинансовых активов, с использованием счета 209 74 "Расчеты по ущербу материальным запасам".
Отметим, что указанное письмо Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, которым доведены Рекомендации, носило системный характер (то есть оно разъясняло не отдельные вопросы по ведению учета в сложившейся ситуации конкретного учреждения, а подлежало применению всеми организациями госсектора). Именно Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329).
В то же время положениями Инструкции N 174н (в редакции приказа Минфина России от 31.12.2015 N 227н, далее - Приказ N 227н) не закреплена указанная выше норма по применению счета 209 74 при отражении операций по реализации металлолома и иных отходов. Однако в Инструкции N 174н теперь закреплена другая норма, применяемая бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 года и при формировании учетной политики начиная с 2016 года (согласно п. 2 Приказа N 227н). А именно - операции по начислению доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражаются в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (абз. 7 п. 150 Инструкции N 174н).
Металлолом и иные отходы, возникающие в ходе деятельности учреждения и подлежащие дальнейшей реализации, учитываются бюджетными учреждениями в составе материальных запасов (согласно п. 118 Инструкции N 157н и п. 34 Инструкции N 174н). То есть фактически реализация таких отходов является реализацией материальных запасов учреждения.
Кроме того, операции по реализации имущества, не учитываемого в составе товаров или готовой продукции, не относятся к какому-то отдельному виду приносящей доход деятельности, осуществляемому организацией госсектора на основании Устава, поэтому с учетом действующих положений Инструкций NN 157н и 174н операции по реализации бюджетным учреждением различных отходов, полученных при списании (разборке, демонтаже) нефинансовых активов (к примеру, металлолома), следует отражать в учете с применением счета 209 83 "Расчеты по иным доходам", применение иного счета в рассматриваемой ситуации - повод для возникновения претензий со стороны контролирующих органов*(1).
"Перенос" отраженных ранее доходов со счета 205 74 на счет 209 83 должен производиться в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н - путем оформления бухгалтерских записей методом "Красное сторно" и (или) дополнительных бухгалтерских записей в зависимости от периода, за который осуществляются исправительные записи.
Обратите внимание! Операции по переводу задолженности со счета 205 74 на счет 209 83 найдут свое отражение в отчетах за 2016 год, в частности в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по реализации госучреждением нефинансовых активов;
- Энциклопедия решений. Расчеты по доходам госучреждения (бюджета). Счет 205 00;
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00;
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета госучреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
26 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно нормам ст. 15.11 КоАП РФ искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним