Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

19.08.2016
ВОПРОС:
Организация занимается гостиничным бизнесом. В виде "комплиментов" проживающим могут предоставляться шампанское, фрукты, СПА-процедуры с целью привлечения клиентов. Оформляются соответствующие приказы.
Можно ли учесть данные расходы в целях налогообложения прибыли?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документально подтвержденные расходы на предоставление проживающим шампанского, фруктов, СПА-процедур в виде "комплимента" могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании п. 49 ст. 264 НК РФ.

Обоснование вывода:
Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).
Налоговыми последствиями таких операций для поставщика является отсутствие возможности учесть стоимость безвозмездно переданного товара (оказанных услуг) в целях налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Вместе с тем полагаем, что в рассматриваемом случае передача гостям "комплимента" (товаров, услуг) от гостиницы в целях применения главы 25 НК РФ безвозмездной передачей не является.
Дело в том, что под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по обеспечению временного проживания граждан в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем (п. 3 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085).
Ни для кого не секрет, что для достижения успеха в сфере гостиничного бизнеса определяющую роль играют категория отеля (гостиницы), его репутация, степень удовлетворения потребности посетителей (в том числе, и приятные бонусы). В условиях жесткой конкуренции для удержания и привлечения новых клиентов организациям гостиничного бизнеса приходится находить все новые способы повышения своей популярности, в том числе путем разработки различных программ "лояльности", подразумевающих поощрение клиентов "бесплатными" товарами и услугами.
В данном случае бесплатными такие товары (услуги) назвать нельзя, поскольку их стоимость в конечном итоге входит в стоимость проживания в номере, которую оплачивают клиенты.
В целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Общие требования к расходам, учитываемым при расчете налога на прибыль, определены в ст. 252 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, которые могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль помимо конкретных (поименованных в нем) расходов на иные экономически обоснованные и направленные на получение дохода расходы (п. 49 ст. 264 НК РФ).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом даже в том случае, когда прямая связь между понесенными затратами и получением дохода не очевидна и трудно установить, привели ли они к фактическому получению доходов или не привели, при решении вопроса об оправданности расходов следует исходить именно из их направленности на получение доходов.
КС РФ в определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П указал, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", где указано, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Применительно к рассматриваемой ситуации вышеизложенное означает, что документально подтвержденные расходы на предоставление проживающим шампанского, фруктов, СПА-процедур могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании п. 49 ст. 264 НК РФ, если организация подтвердит их экономическую оправданность и направленность на получение дохода.
По нашему мнению, не вызывает сомнения то, что "комплиментарная" программа лояльности способствует привлечению клиентов и, тем самым, увеличению дохода организации.
Косвенно данный вывод подтверждают разъяснения Минфина России по вопросу учета в целях налогообложения прибыли затрат организации, связанных с реализацией программ лояльности (смотрите, например, письма от 08.11.2011 N 03-03-06/2/169, от 03.06.2011 N 03-03-06/2/86, от 31.08.2009 N 03-03-06/1/555, от 04.08.2009 N 03-03-06/1/513, от 14.04.2009 N 03-03-06/2/84).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

28 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики