Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

14.12.2011
ВОПРОС:
Организации необходимо определить, является ли договор на техническое обслуживание медицинской техники договором оказания услуг или договором подряда. По каким признакам отличают эти два вида договора?
ОТВЕТ:

Прежде отметим, что понятие "услуга" является настолько широким, что исходя из п. 2 ст. 779 ГК РФ оно охватывает также действия, совершаемые в рамках договоров перевозки, хранения, поручения и иных, включая и подряд. Вместе с тем каждый из указанных видов договоров рассматривается как отдельный вид, и нормы главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ в силу того же п. 2 ст. 779 ГК РФ к ним не применяются. Более того, отделение "выполнения работ", то есть подряда, от "оказания услуг" (исходя из п. 2 ст. 779 ГК РФ - "от оказания иных услуг") прослеживается в ряде норм ГК РФ (например ст.ст. 397, 426, 429, 590 ГК РФ) и иных законов.
Предмет договора об оказании услуг составляет совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ), что подразумевает, что полезный эффект для заказчика достигается в самом процессе оказания услуг. Предмет же договора подряда определяют не столько действия как таковые, сколько их результат, приемку которого и оплачивает заказчик (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Если же результат работ подрядчиком не достигнут, договор подряда, в отличие от договора об оказании услуг (п. 2 ст. 781 ГК РФ), не может считаться надлежаще исполненным (п. 2 ст. 713, п. 1 ст. 755 ГК РФ). Причем ст. 703 ГК РФ относит к предмету договора подряда изготовление вещи, ее переработку либо выполнение иной работы с передачей ее результата заказчику. Таким образом, работы, выполняемые по договору подряда, должны приводить либо к созданию новой вещи, либо к преобразованию существующей, причем такие изменения должны быть внешне объективированы, то есть иметь материальную форму.
Сказанное подтверждается и судебной практикой. Так, например, в постановлении от 27 апреля 2010 г. N 18140/09 Президиум ВАС РФ указал, что по договору подряда для заказчика прежде всего имеет значение достижение подрядчиком определенного вещественного результата; при возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата.
Примечательно, что налоговое законодательство аналогичным образом разграничивает работы и услуги (п.п. 4, 5 ст. 38 НК РФ).
Применительно к договору, указанному в вопросе, необходимо учитывать следующее. В законе отсутствует определение "технического обслуживания" вообще и медицинского оборудования в частности. Как правило, на практике под техническим обслуживанием какого-либо оборудования понимаются действия по его осмотру, диагностике, профилактике, выявлению и устранению мелких неисправностей, иначе говоря, такие действия, которые не приводят ни к созданию новой, ни к преобразованию существующей вещи (сама по себе вещь не изменяется). В этом случае материального результата работ не возникает, соответственно, передать заказчику нечего. Кроме того, при заключении договора подряда необходимо согласовать конкретные виды выполняемых работ или описать их результат, а также заранее согласовать сроки выполнения работы (ст. 708 ГК РФ). Отсутствие этих условий, поименованных в законе, а значит существенных (п. 1 ст. 432 ГК РФ), означает, что договор подряда не является заключенным (смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А01-1840/2009). Поскольку неисправности оборудования, возникающие в процессе его эксплуатации, не могут быть определены заранее, согласовать эти условия при заключении договора не представляется возможным. Таким образом, в этом случае речь может идти только о заключении договора возмездного оказания услуг (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25 июня 2009 г. по делу N А29-6827/2008, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2009 г. N 09АП-16952/2009).
Вместе с тем в рамках договора на техническое обслуживание могут выполняться и работы, результат которых может быть выражен в материальной форме. При этом стороны могут заранее согласовать перечень возможных типовых неисправностей, устранение которых требует проведения таких работ, состав таких работ и сроки их выполнения после выявления соответствующих неисправностей, их цену. Строго говоря, поскольку выполнение таких работ не является неизбежным исходя из приведенных выше норм, здесь можно говорить о заблаговременном согласовании условий сделок (отдельных договоров подряда), совершаемых в будущем, заключение которых будет осуществляться путем составления документов о выявлении соответствующих неисправностей. Тем не менее иногда суды приходят к выводу о заключении смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащего элементы подряда и оказания услуг (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 г. N 02АП-4437/2009).
В любом случае, отнести тот или иной конкретный договор к договору подряда, договору оказания услуг или смешанному договору возможно только точно установив действительную общую волю сторон, зная характер совершаемых исполнителем действий, определяемых договором (ст. 431 ГК РФ). В конечном итоге в случае возникновения спора решение этого вопроса будет зависеть от усмотрения суда.
Обратим внимание, что правоотношения по договору подряда и договору оказания услуг во многом регулируются аналогичным образом. Более того, общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются и к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Укажем некоторые отличия.
Во-первых, как уже отмечено, договор подряда предполагает передачу результата работ заказчику по окончании их выполнения, такая передача должна удостоверяться актом или иным документом (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Оказание же услуг не требует какого-либо документального удостоверения.
Во-вторых, если по договору оказания услуг закон безусловное устанавливает право исполнителя в любое время отказаться от договора при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ), то подрядчик вправе отказать от исполнения договора подряда только в случаях, определенных законом (п. 6 ст. 709, п. 3 ст. 716, ст. 719, п. 5 ст. 743, п. 3 ст. 745 ГК РФ) или договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ).
В-третьих, если договор возмездного оказания услуг по общему правилу (в отсутствии соглашения об ином) должен исполняться лично исполнителем (ст. 780 ГК РФ), в отношении договора подряда закон устанавливает обратное правило: подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчиков, если иное не установлено договором (ст. 706 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

25 ноября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики