Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
22.08.2016
- Российской организацией (ЗАО) в 2015 году были заключены агентские договоры с тремя иностранными компаниями по продаже их литейного оборудования на территории РФ. Все компании зарегистрированы на территории Германии (подтверждается выпиской из Торгового реестра).
ЗАО является агентом и в рамках указанных договоров занимается не только поиском клиентов, но и проводит соответствующие подготовительные мероприятия (разработка проекта, консультационные услуги и т.п.), без которых установка приобретенного оборудования невозможна.
Оборудование поставляется покупателю напрямую в рамках договора поставки, заключенного между иностранной компанией и покупателем. Агент участия в расчетах не принимает. Получает только агентское вознаграждение. Агент и принципалы не являются взаимозависимыми лицами.
В 2016 году в ЗАО поступило поручение из налогового органа с просьбой предоставить уведомление о контролируемых сделках за 2015 год или письменные пояснения с документами, подтверждающими, что осуществленные в этом периоде сделки не были контролируемыми. К поручению была приложена и таблица, в которой перечислены наименования иностранных фирм – принципалов и суммы комиссионных вознаграждений, полученных от них. Общая сумма указанных доходов составила более 60 млн. рублей.
Какие пояснения и документы необходимо представить в налоговый орган, которые могут свидетельствовать о том, что осуществленные в 2015 году сделки в рамках указанных агентских договоров не попадают в разряд контролируемых?
Обязанность уведомлять налоговые органы о контролируемых сделках возникает у налогоплательщиков, совершивших в календарном году контролируемые сделки, указанные в ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).
При этом контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ), а также сделки, приравненные в целях НК РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами.
Исходя из полученной от Вас информации агент не является взаимозависимым лицом ни с одним из принципалов.
Тогда остается определить, возможно ли осуществленные в 2015 году сделки признать контролируемыми по иным основаниям.
К сделкам, которые в целях НК РФ могут быть приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами, относятся:
1) сделки, совершаемые с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми (при наличии обстоятельств, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
3) сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорной зоне (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
При этом в отношении двух последних видов сделок установлен суммовой порог - 60 млн. рублей (на чем акцентировала внимание и налоговая инспекция).
Определяется указанная сумма путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом за календарный год (п.п. 7, 9 ст. 105.14 НК РФ). В рассматриваемой ситуации превышение установленного порога действительно имеет место, но не по сделкам с одним лицом, а в общей сумме (т.е. по всем сделкам (со всеми принципалами), совершенным агентом).
Поэтому, даже если бы ЗАО осуществляло подобного рода сделки, то для признания их контролируемыми следовало бы соблюсти установленный критерий.
Подтверждением того, что суммы вознаграждений получены от разных принципалов, являются:
- первичные документы, подтверждающие факт оказания услуги и сумму вознаграждения (к примеру, акты оказания услуг);
- выписки банка.
В то же время исходя все из того же поручения, направленного налоговым органом, они располагают полной информацией о денежных средствах, поступивших на банковский счет российской организации.
По сделкам, совершаемым с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми, требования к сумме доходов в качестве критерия для целей осуществления по ним контроля цен в ст. 105.14 НК РФ не установлено.
В связи с этим финансовое ведомство придерживается позиции, что сделки с участием посредников приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами для целей признания их контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним (письма Минфина России от 17.07.2013 N 03-01-18/27872, от 17.07.2013 N 03-01-18/27876, от 09.04.2012 N 03-01-18/3-46).
Несмотря на это, контролируемыми такие сделки признаются не автоматически (письмо Минфина России от 10.12.2014 N 03-01-18/63462), а только при условии, что посредник:
- не выполняет при совершении этих сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не принимает на себя никаких рисков и не использует никаких активов для организации перепродажи.
То есть сделки с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми с принципалом, подлежат контролю со стороны налоговых органов в том случае, если:
- принципал (поставщик) и покупатель являются взаимозависимыми лицами;
- участие посредника носит формальный характер.
В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, формальный характер отсутствует, что можно подтвердить:
- положениями договора, в котором прописаны обязанности агента. Полагаем, что направлять весь договор в налоговую инспекцию не стоит, можно обойтись и выписками из него (к примеру, предмет договора, обязанности агента и т.п.);
- внутренними отчетами подразделений организации (сотрудников), из которых следует, какие мероприятия (работы), на каких предприятиях - фактических покупателях были осуществлены (при условии, что подобного рода информацию нельзя почерпнуть из актов, подписанных сторонами агентского договора).
Единственная сложность в этом случае - это невозможность подтвердить отсутствие взаимозависимости между поставщиком (принципалом) и покупателем. Для этого требуется наличие соответствующей информации и по покупателям и по принципалам. На наш взгляд, проводить такую "исследовательскую" работу должны все же налоговые органы, а не организация.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить Ваше внимание. Это касается непосредственно документа, который поступил в организацию с просьбой о предоставлении пояснений. Такой документ, как поручение, применяется в случаях, когда один налоговый орган поручает другому налоговому органу истребовать документы у лица, располагающего информацией о конкретной сделке. Налогоплательщику же на основании этого поручения должно быть направлено требование о представлении документов с приложением копии поручения (п.п. 2, 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации у налогового органа недостаточно оснований отнести осуществляемые ЗАО сделки в разряд контролируемых, соответственно, нет оснований и для выставления требования о представлении документов. В связи с чем, возможно, налоговая инспекция и назвала свой документ поручением.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
4 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним