Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

22.08.2016
ВОПРОС:
Сторонняя организация изъявила желание произвести целевое пожертвование денежных средств в пользу казенного учреждения (на проведение ремонта здания). Казенное учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений.
Возможно ли принятие такого пожертвования? По какому коду доходов должны поступить денежные средства на лицевой счет администратора доходов бюджета?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение вправе принимать пожертвования денежных средств от сторонних организаций. Такие безвозмездные поступления подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. В дальнейшем на сумму средств пожертвования могут быть увеличены лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенного учреждения, для осуществления целевого расходования этих средств.
На лицевом счете администратора доходов бюджета такие поступления подлежат отражению по статье 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвидов доходов бюджетов.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В соответствии со ст. 128 ГК РФ под вещами как объектами гражданских прав понимаются в том числе наличные деньги и безналичные денежные средства.
Круг лиц, в пользу которых может быть произведено пожертвование, установлен в п. 1 ст. 582 ГК РФ. К ним относятся:
- граждане;
- лечебные, воспитательные учреждения;
- учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения;
- благотворительные, научные и образовательные организации;
- фонды, музеи и другие учреждения культуры;
- общественные и религиозные организации;
- иные некоммерческие организации в соответствии с законом;
- государство и другие субъекты гражданского права, указанные в ст. 124 ГК РФ (субъекты РФ, муниципальные образования).
Любое казенное учреждение является некоммерческой организацией (согласно п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). А в силу п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ источником формирования имущества некоммерческой организации являются в том числе добровольные пожертвования.
Таким образом, в силу положений п. 1 ст. 582 ГК РФ, а также п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ казенное учреждение вправе принимать пожертвования денежных средств от сторонних организаций.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), прямо предусмотрено, что пожертвования подлежат отнесению на статью 180 "Прочие доходы" КОСГУ и статью 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвидов доходов бюджетов.
Перечень кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов приведен в Приложении 1 к Указаниям N 65н. В указанном перечне представлены и доходы от пожертвований. Так, для отражения поступлений:
- от денежных пожертвований, предоставляемых негосударственными организациями получателям средств бюджетов субъектов РФ, предусмотрен код доходов 000 2 04 02020 02 0000 180;
- от денежных пожертвований, предоставляемых негосударственными организациями получателям средств бюджетов муниципальных районов, предусмотрен код доходов 000 2 04 05020 05 0000 180.
В Приложении 1 к Указаниям N 65н приведены и иные коды доходов для отражения поступлений от денежных пожертвований в зависимости от типа жертвователя и уровня бюджета получателя средств.
В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ безвозмездно переданные казенным учреждениям денежные средства (в том числе добровольные пожертвования) считаются доходами того бюджета бюджетной системы РФ, получателем средств которого данное казенное учреждение является.
При этом расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе целевых средств (ст. 35 БК РФ).
Согласно п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Учитывая совокупность указанных выше положений БК РФ, можно сделать следующий вывод: на сумму средств пожертвования могут быть увеличены лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенного учреждения, для осуществления целевого расходования этих средств. Аналогичная позиция была изложена также в письме Минфина России от 17.05.2011 N 02-03-09/2016.

К сведению:
Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии со ст. 582 ГК РФ, не учитываются казенным учреждением при формировании базы по налогу на прибыль (согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/3/17251). При этом согласно ст. 582 ГК РФ казенное учреждение должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвований согласно целям их предоставления. В противном случае стоимость полученных денежных средств должна быть включена в состав внереализационных доходов учреждения при исчислении базы по налогу на прибыль (п.п. 8, 14 ст. 250 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения;
- Энциклопедия решений. Учет доходов казенного учреждения в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики