Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
23.08.2016
- Работодатель несвоевременно уведомил о тяжелом несчастном случае соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, при этом профсоюзная организация организации была уведомлена своевременно. Работодателем была создана комиссия по расследованию данного несчастного случая, комиссию возглавил государственный инспектор труда, о создании комиссии был издан соответствующий приказ. Ссылаясь на несвоевременное уведомление территориального объединения организаций профсоюзов, государственный инспектор труда сообщил работодателю о том, что он принял решение о расформировании комиссии, а решение по данному несчастному случаю он будет принимать единолично.
Правомерны ли действия государственного инспектора труда?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку в рассматриваемой ситуации работодателем допущено нарушение срока уведомления о несчастном случае, то есть имеет место факт сокрытия несчастного случая, то государственный инспектор труда вправе был принять решение о расследовании данного несчастного случая самостоятельно, а при необходимости и с привлечением лиц, указанных в ст. 229.3 ТК РФ.
Обоснование вывода:
Порядок расследования и учета несчастного случая и оформления необходимых документов, а также обязанности работодателя установлены ст.ст. 227-230 ТК РФ, а также Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение).
В силу части второй ст. 228.1 ТК РФ при тяжелом несчастном случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, представитель которого входит в состав комиссии по расследованию несчастного случая (часть вторая ст. 229 ТК РФ). В данном случае из предоставленных по вопросу сведений следует, что работодатель несвоевременно уведомил о тяжелом несчастном случае соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, иные органы уведомлены своевременно.
При этом в соответствии с п. 25 Положения несчастный случай, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, считается сокрытым несчастным случаем. Соответственно, несвоевременное уведомление о тяжелом несчастном случае соответствующего территориального объединения организаций профсоюзов свидетельствует о факте сокрытия несчастного случая.
Из положений абзаца десятого ст. 356 ТК РФ, ст.ст. 229.2-230.1 ТК РФ следует, что государственный инспектор труда в рамках полномочий принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве в составе комиссии, образованной работодателем, либо в предусмотренных Трудовым кодексом РФ случаях проводит его самостоятельно.
Случаи проведения расследования несчастного случая самостоятельно государственным инспектором труда приведены в ст. 229.3 ТК РФ, коими являются выявление сокрытого несчастного случая, поступление жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.
Дополнительное расследование государственным инспектором труда проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (часть первая ст. 229.3 ТК РФ). Однако формулировка "как правило" означает, что привлечение вышеуказанных лиц является правом, а не обязанностью государственного инспектора труда (решение Пензенского областного суда от 14.02.2013 N 7.1-27/2013).
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации работодателем допущено нарушение срока уведомления о несчастном случае, то есть имеет место факт сокрытия несчастного случая, то, по нашему мнению, государственный инспектор труда вправе был принять решение о расследовании данного несчастного случая самостоятельно, а при необходимости и с привлечением лиц, указанных в ст. 229.3 ТК РФ. Косвенно данная позиция подтверждается судебной практикой (апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 12 февраля 2015 г. по делу N 33-247/2015).
По результатам расследования несчастного случая государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем) (часть первая ст. 229.3 ТК РФ). Если работодатель не согласен с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы в досудебном (внесудебном) порядке руководителю государственной инспекции труда или сразу в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля")*(1).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
5 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите Энциклопедию решений. Обжалование предписания трудовой инспекции.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним