Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
23.08.2016
- Бюджетная образовательная организация (г. Краснодар) заключила соглашение с учредителем о выделении субсидии на иные цели (900 000 руб.). В рамках заключенного соглашения поступила субсидия на иные цели (100 000 руб.), перечислен авансовый платеж поставщику (100 000 руб.). По результатам месяца сформирован отчет об использовании субсидии на иные цели, который содержит графы: "плановые назначения" (900 000 руб.), "фактически профинансировано учреждением" (100 000 руб.) и "остаток" (800 000 руб.).
Правильно ли организация сделала, что по итогам месяца по израсходованной субсидии в виде авансирования сделала проводку "Дебет 520581560 и Кредит 540110180"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по начислению дохода по предоставленной целевой субсидии должно осуществляться на основании утвержденного учредителем Сводного отчета, подтверждающего произведенные учреждением с лицевого счета целевые расходы.
Обоснование вывода:
Согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления субсидий из местного бюджета в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ муниципальным бюджетным учреждениям устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в соответствии с договором (соглашением) о предоставлении субсидии, заключенным между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением.
В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
- целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
В частности, в п. 10 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.12.2011 N 10085 (далее - Порядок), одним из условий предоставления учреждению субсидии на иные цели является представление им учредителю отчётов об использовании полученных субсидий по установленной форме. Особенностей заполнения Сводного отчета об использовании субсидии на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение муниципального задания (далее - Сводный отчет), Порядком не предусмотрено. Между тем Соглашением о предоставлении субсидии из местного бюджета (Приложение N 1 к Порядку) установлена обязанность учредителя по оказанию методологической, информационной и иной помощи в целях эффективного и целевого использования средств субсидии, в рамках которой, мы полагаем, учреждению может быть разъяснен порядок отражения показателей Сводного отчета.
Согласно п.п. 93, 150 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в учете бюджетного учреждения начисление доходов по предоставленной субсидии на иные цели отражается не в сумме фактически поступивших на лицевой счет (счет) денежных средств, а только в сумме расходов, подтвержденных отчетом об использовании полученных субсидий.
После утверждения учредителем данного отчета и признания им расходов, совершенных учреждением, правомерными учреждение отражает суммы полученных субсидий как доходы (смотрите также письмо Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164).
Напомним, что бухгалтерский учет в учреждениях госсектора ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Перечисление аванса (предоплаты) при использовании метода начисления не приводит к возникновению фактических расходов - перечисленная поставщику сумма предоплаты в бухгалтерском учете учитывается в составе дебиторской задолженности.
Для признания расходов, помимо оплаты (предоплаты), необходим сам факт осуществления этих расходов, то есть товар (работа, услуга) должен быть получен заказчиком, о чем сторонами будут составлены соответствующие документы.
При этом нормативными актами публично-правовых образований могут быть установлены требования по отражению в отчетах об использовании целевых субсидий как информации о кассовых расходах учреждения (в том числе информации о произведенных авансовых платежах) *(1), так и одновременно информации о кассовых и фактических расходах*(2).
Применительно к рассматриваемой ситуации указанная структура формирования Сводного отчета, на наш взгляд, предполагает отражение в графе 5 остатков не использованных учреждением средств перечисленных ему субсидий, а не объема запланированных, но не доведенных учредителем средств.
Уточнить информацию о том, исходя из каких данных о расходовании средств (кассовых или фактических расходах) следует определять указанный остаток, в данном случае возможно у учредителя.
Отметим, что утверждение отчета о расходовании целевых субсидий имеет принципиальное значение для отражения операций с такими субсидиями как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (получателя субсидий), так и в бюджетном учете учредителя.
Дело в том, что принятие и исполнение денежных обязательств по перечислению субсидий на иные цели в бюджетном учете учредителя отражаются по счету 1 206 41 000 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям". При этом с учетом положений абз. 17 п. 102, абз. 7 п. 121 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, и абз. 8 вышеупомянутого письма Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164 признание обязательств с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года осуществляется на основании отчета, подтверждающего произведенные с лицевого счета учреждением в рамках указанной субсидии целевые расходы, предоставленного учреждением, с отражением бухгалтерской записи по дебету счета 1 401 20 241 "Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям" и кредиту счета 1 302 41 000 "Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям".
То есть отчет является основанием для одновременного отражения операций с субсидиями на иные цели: у учредителя - для зачета ранее перечисленной субсидии и признания обязательств, у учреждения - для начисления дохода по полученной субсидии.
Обратите внимание: остаток не использованных учреждением субсидий на иные цели, отраженный учредителем в бюджетном учете на счете 1 206 41 000 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", должен соответствовать показателю, отраженному учреждением на счете 5 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов", а также данным, отраженным как в отчете о расходовании субсидий, так и в бухгалтерской (финансовой) отчетности (смотрите вышеупомянутое письмо Минфина РФ от 05.04.2013 N 02-06-07/11164).
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации основание для отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по начислению дохода по целевой субсидии возникнет после утверждения учредителем Сводного отчета, подтверждающего произведенные учреждением с лицевого счета целевые расходы (в том числе с учетом сумм перечисленных авансов, отраженных в учете в качестве дебиторской задолженности).
К сведению:
Дебиторская задолженность, образовавшаяся в рамках вида деятельности с субсидиями на иные цели, может быть отнесена к остатку целевой субсидии в случае возникновения обязанности у дебитора по ее возврату (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-03-07/9353).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Субсидия на иные цели (целевая субсидия);
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на иные цели.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
5 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- постановление Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 18.02.2016 N 115 "О Порядке определения объема и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Ванинского муниципального района из районного бюджета на иные цели";
- постановление Администрации города Екатеринбурга от 17.05.2016 N 997 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" муниципальным бюджетным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителя - муниципального образования "город Екатеринбург" осуществляет Администрация города Екатеринбурга в лице Комитета по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Администрации города Екатеринбурга, на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания";
- постановление Администрации Шатурского муниципального района Московской области от 28.08.2015 N 1585 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Шатурского муниципального района".
*(2) Смотрите, например:
- распоряжение аппарата Губернатора Волгоградской области от 13.07.2016 N 434-ра "О порядке определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным учреждениям, подведомственным аппарату Губернатора Волгоградской области";
- постановление Администрации муниципального образования г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2015 N 957 "Об утверждении Положения о порядке определения объема и условиях предоставления муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям муниципального образования город Лабытнанги субсидий на иные цели";
- приказ Министерства культуры РФ от 12.05.2016 N 1032 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним