Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

25.08.2016
ВОПРОС:
Контрагент должен был расплатиться с организацией в течение десяти дней с момента оказания услуг. Услуги были оказаны 31 марта. Оплата должна была поступить 10 апреля. Организация составляет промежуточную полугодовую бухгалтерскую отчетность.
Должна ли организация проверять данную дебиторскую задолженность на ее сомнительность при составлении промежуточной полугодовой бухгалтерской отчетности, если в соответствии со своей учетной политикой для целей бухгалтерского учета дебиторская задолженность признается сомнительной, если она не погашена в течение 90 дней с момента ее образования (в данном случае этой датой будет 07.07.2016)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанная Вами задолженность может быть отнесена к сомнительной, если по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты задолженности на отчетную дату (отчетной датой является дата, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность). В Вашем случае отчетной датой является 30 июня 2016 года, следовательно, организация на 30 июня должна была проверить дебиторскую задолженность на сомнительность. На сомнительную задолженность должен быть создан Резерв.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, далее - Положение) организация создает резервы сомнительных долгов (далее - Резервы) в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Заметим, что создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете является обязанностью организации, а не правом, в отличие от налогового учета (смотрите раздел III Рекомендаций аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355)).
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" (далее - ПБУ 21/2008) величина Резерва по сомнительным долгам признается оценочным значением.
Пунктом 70 Положения установлено, что сомнительной признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
При этом величина Резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Таким образом, п. 70 Положения обязывает организацию оценивать задолженность в отношении каждого дебитора. Если организация полагает, что задолженность не является сомнительной, то создавать Резерв по ней не нужно.
Порядок формирования Резерва, а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
При этом п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.
Так как Резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности.
Инвентаризация дебиторской задолженности должна проводиться по правилам, установленным ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Таким образом, поскольку сомнительная дебиторская задолженность выявляется только после проведения очередной инвентаризации долгов, порядок включения задолженности в резерв по сомнительным долгам зависит от того, насколько часто в организации предусмотрено проведение инвентаризации расчетов (но не реже, чем один раз в год).
По нашему мнению, проводить инвентаризацию дебиторской задолженности целесообразно на отчетную дату (отчетная дата - это дата, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой) - последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица (часть 6 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете")). О том, что дебиторская задолженность должна быть оценена на сомнительность на отчетную дату, указано в письме Минфина РФ от 27.01.2012 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год": "...Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов".
В соответствии с частью 6 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" дается определение отчетной даты: датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.
Таким образом, по нашему мнению, порядок формирования создания резерва организация должна разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета, но при этом не стоит забывать об отчетных датах. Вне зависимости от условия указания в учетной политике порядка создания и периодичности Резерва на отчетные даты дебиторская задолженность должна быть проверена на сомнительность.
Также полагаем, что любое досрочное (внезапное) проведение инвентаризации дебиторской задолженности приводит к тому, чтобы проверить задолженность на сомнительный долг и сформировать Резерв, иначе нарушается принцип достоверности информации, отражаемой в бухгалтерском учете.
Размер просроченной дебиторской задолженности определяется по результатам инвентаризации и отражается в акте. Инвентаризация проводится по приказу руководителя организации.
При отнесении дебиторской задолженности к сомнительной, такая задолженность списывается в Резерв на основании:
- письменного обоснования списания дебиторской задолженности;
- приказа (распоряжения) руководителя организации о списании дебиторской задолженности как безнадежной;
- акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в частности, данный акт свидетельствует о том, что на момент списания дебиторская задолженность не погашена)*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

2 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Акт может быть разработан на основе формы N ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

 

Все консультации данной рубрики