Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
15.12.2011
- Согласно типовым нормам работнику выдаются 2 комплекта зимней спецодежды. По окончании срока пользования 1 комплект не изнашивается. По нормам списания необходимо списать два комплекта.
Как можно изменить данную норму списания? Как в документообороте отобразить списание одного комплекта зимней спецодежды?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация не имеет возможности пересматривать сроки, установленные типовыми нормами, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ.
Спецодежда, возвращенная работниками по истечении сроков носки, но признанная инвентаризационной комиссией пригодной для дальнейшей эксплуатации, используется по назначению после проведения (при необходимости) мероприятий по ее уходу.
Обоснование вывода:
Обеспечение работников спецодеждой (далее - СО) в организации осуществляется в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Также работодатель имеет право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам СО, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от вредных и (или) опасных факторов, связанных с выполнением трудовых обязанностей (ст. 221 ТК РФ).
Согласно п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 N 290н (далее - Межотраслевые правила), работодатель обязан организовать учет и контроль за выдачей работникам СО в установленные сроки. Порядок учета СО в организации следует прописать во внутреннем положении.
Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СО и ее хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СО, а также ремонт и замену СО. В этих целях он вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующей СО с удвоенным сроком носки (п. 30 Межотраслевых правил).
В документах на отпуск СО (лимитно-заборные карты, накладные, требования-накладные и другие) следует отражать основание выдачи, а в личной карточке - срок носки и процент годности на момент выдачи (п. 62 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Методические указания по учету спецодежды)).
Процент годности определяется как 100% минус процент износа. С учетом установленного процента износа инвентаризационная комиссия решает вопрос о том, можно ли снова выдавать СО работникам, или следует списывать ее с учета (п.п. 34, 35 Методических указаний по учету спецодежды).
Таким образом, если один из двух комплектов, срок носки которых истек, оказался годен к дальнейшему использованию, процент износа рассчитывается оценочным путем комиссией по охране труда организации или уполномоченным работодателем должностным лицом (п. 22 Межотраслевых правил).
При этом сроки использования СО исчисляются со дня ее фактической выдачи работникам. Организация не имеет возможности пересматривать сроки, установленные типовыми нормами (например в связи с продолжительными периодами неиспользования СО по причине простоев или в связи с повышенной интенсивностью использования СО). СО может быть списана с учета как до, так и после истечения нормативного срока, но только по причине выбытия ее из собственности организации (утраты) или ее полной непригодности.
Решение о списании СО принимает постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 34 Методических указаний по учету спецодежды). В полномочия комиссии включаются следующие действия (п. 35 Методических указаний по учету спецодежды):
- осмотр СО, предъявленной к списанию, установление ее непригодности к дальнейшему использованию или возможности (невозможности) и целесообразности восстановления;
- определение причин выхода из строя;
- выявление лиц, по вине которых СО преждевременно вышла из строя, внесение руководству организации предложений о привлечении их к ответственности;
- определение возможности использования отдельных частей списываемого имущества;
- составление акта на списание объектов СО и представление его на утверждение руководителю организации;
- контроль за разборкой списанных объектов (в нашем случае, например, за оприходованием ветоши).
По нашему мнению, такой порядок должен соблюдаться в отношении СО как с истекшим сроком эксплуатации, так и с выбывающей до окончания нормативного срока носки.
В рассматриваемом случае истечение нормативного срока носки одного из комплектов СО не совпадает по времени с полной непригодностью СО.
Согласно п. 22 Межотраслевых правил СО, возвращенная работниками по истечении сроков носки, но пригодная для дальнейшей эксплуатации, должна использоваться по назначению после проведения мероприятий по уходу за ней (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанной СО к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу, а также процент износа СО также устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией. Все данные следует зафиксировать в личной карточке учета выдачи спецодежды.
Следовательно, если по окончании срока носки СО годна для дальнейшего использования, ее можно привести в надлежащее состояние и вновь выдать работнику. После того, как комиссия (или уполномоченное должностное лицо) придет к выводу о возможности дальнейшей эксплуатации зимнего комплекта, следует оформить приходный ордер (форма N М-4, утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) и передать комплект на склад. В дальнейшем, когда спецодежда, срок носки которой истек, но пригодная к применению, будет выстирана, почищена и т.д., она будет повторно выдана сотруднику. В таком случае в личной карточке получившего работника будет сделана пометка "бывшая в употреблении", в отношении срока носки следует указать "до износа" (то есть без указания срока носки).
Таким образом, списывается только полностью не пригодная к использованию и не подлежащая восстановлению СО. В дальнейшем она должна быть уничтожена в присутствии комиссии. Списанная спецодежда также может быть оприходована на склад в качестве утиля или ветоши с целью дальнейшей реализации или использования для хозяйственных нужд.
Если спецодежда учитывается в качестве МПЗ, ее списание (в частности, в связи с истечением срока носки) производится на основании акта о списании спецодежды. Унифицированной формы такого акта не установлено.
В то же время п. 36 Методических указаний по учету спецодежды определено, что при использовании в организации забалансового учета объектов специальной оснастки их выбытие в качестве объекта учета отражается также по забалансовому счету "Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию" на основании Акта на списание. Для данной цели организация может использовать типовые межотраслевые формы N МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов", МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), а также другие формы первичных документов, разработанные организацией самостоятельно и учитывающие конкретные условия производства. Организации, не применяющие забалансовый учет объектов специальной оснастки, также производят списание указанных объектов на основании акта на списание.
Таким образом, списание СО, пришедшей в негодность по истечении срока носки, может быть произведено на основании актов формы NN МБ-4, МБ-8. Акты составляются рабочей инвентаризационной комиссией и утверждаются руководителем организации. Списание производится при полной изношенности предметов с указанием причины списания. Факт использования этих документов при списании СО следует закрепить в учетной политике организации. Из этой же нормы следует, что организация имеет право самостоятельно разработать формы актов на списание спецодежды в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Порядок применения самостоятельно разработанных форм также должен быть закреплен в учетной политике организации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Фероева Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
30 ноября 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним