Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

25.08.2016
ВОПРОС:
Согласно Положению о закупках заказчик вправе проводить закупки по перечню товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (утверждено постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616), у единственного поставщика.
Может ли заказчик осуществлять такие закупки способом запроса котировок (Положение о закупке также это позволяет), но не на торговой площадке ЕИС, а на своем сайте, при этом предложения на участие в запросе котировок участники присылают не только по электронной почте?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Информация о закупке на сумму, не превышающую установленных законом пределов (100 или 500 тысяч рублей), должна быть размещена в единой информационной системе, только если это предусмотрено положением о закупке.
Если положение о закупке не предусматривает размещения информации об указанной закупке в единой информационной системе, заказчик может осуществить такую закупку способом запроса котировок не в электронной форме, разместив необходимую информацию на своем сайте.

Обоснование позиции:
Действительно, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Правительством РФ принято постановление от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление N 616, Перечень). При этом согласно п. 2 Постановления N 616 закупка товаров, работ и услуг, включенных в Перечень, не осуществляется в электронной форме, в следующих случаях:
- если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС);
- если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
- если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика, далее - контрагент) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона N 223-ФЗ.
Следует обратить внимание, что по буквальному прочтению нормы речь идет об отдельных, разных основаниях для неприменения требований Постановления N 616 при закупке товаров, работ, услуг, перечисленных в Перечне.
В связи с этим необходимо учитывать следующее.
Во-первых, Законом N 223-ФЗ не предусмотрен закрытый перечень способов закупки. В законе упомянуты лишь некоторые из возможных способов закупки (прежде всего - конкурсы и аукционы) и прямо указано на то, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), включая закупку у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В целом же требования к закупке, а именно порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, устанавливаются положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317). При этом Закон не устанавливает и каких-либо критериев, в соответствии с которыми заказчик должен выбирать тот или иной способ закупки, включая закупку у единственного контрагента, будь то цена договора, включение товаров, работ, услуг в Перечень или обязанность размещать информацию о закупке в ЕИС.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки и критерии их выбора, в том числе товаров, работ, услуг, включенных в Перечень (смотрите также письма Минэкономразвития России от 26.02.2016 N Д28и-549, от 10.02.2015 N Д28и-132, от 10.08.2015 N Д28и-2320, письмо ФАС России от 05.06.2012 N АК/17657).
Во-вторых, случаи, когда заказчик вправе не размещать информацию о закупке в ЕИС согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, установлены ч.ч. 15 и 16 той же статьи. В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС сведения:
- об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, о закупке;
- о закупках, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 той же статьи;
- о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей либо стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей - для заказчика, чья годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей.
По смыслу приведенной нормы первые сведения о первых двух категориях закупок не подлежат размещению в ЕИС в принципе, относительно же сведений о третьей категории закупок заказчик имеет право самостоятельно принять решение об их размещении или неразмещении в ЕИС (смотрите также письма Минэкономразвития России от 27.05.2015 N Д28и-1369, от 16.01.2015 N Д28и-69, от 25.08.2015 N Д28и-2433). Форма принятия такого решения законом не предусмотрена, исходя из вышеописанного общего принципа о регулировании закупочной деятельности заказчика в основном положении о закупке следует полагать, что и этот вопрос регулируется именно положением о закупке. Причем поскольку закон заказчику по умолчанию дает право не размещать указанные сведения в ЕИС, то обязанность размещать их возникает, только если положение о закупке содержит соответствующие положения.
При этом следует также обратить внимание на то, что закон предоставляет право заказчику не размещать сведения о закупке в зависимости только от стоимости приобретаемых товаров, работ, услуг, но не в зависимости от способа закупки - у единственного контрагента или конкурентным способом.
Исходя из самостоятельности оснований для неприменения требований Постановления N 616 получаем следующую ситуацию: закупка товаров, работ, услуг, перечисленных в Перечне, может не проводиться в электронной форме, если:
- она осуществляется у единственного контрагента, даже если информация о ней обязательно должна размещаться в ЕИС (например, при закупке у субъекта естественной монополии на сумму, превышающую 100 (500) тысяч рублей), или
- информация о ней не подлежит размещению в ЕИС, даже если она осуществляется конкурентным способом, ввиду того, что стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает установленных законом пределов и положение о закупке не обязывает заказчика размещать информацию о такой закупке в ЕИС.
В последней ситуации запрос котировок может быть проведен не в электронной форме. По существу конкурентного способа закупок информация о таком запросе котировок в любом случае должна быть размещена в открытом доступе, в связи с чем напомним, что сайт заказчика в сети Интернет прямо упоминается в нормах Закона N 223-ФЗ (ч.ч. 7, 13 ст. 4 этого Закона).
Если же закупка товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, в соответствии с положением о закупке должна проводиться конкурентным способом, а информация о ней в соответствии с законом и (или) положением о закупке должна размещаться в ЕИС, то она должна осуществляться только в электронной форме.
При этом следует, во-первых, учитывать, что ни ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ни Постановление N 616 не ограничивают заказчика в выборе способов закупки, речь идет исключительно о форме закупки (электронная), тогда как конкретный способ или конкретные способы электронной закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок и т.д.) не названы - заказчик определяет способы закупки самостоятельно в соответствии с положением о закупке (смотрите также раздел 6 письма ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12).
Во-вторых, ни ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ни Постановление N 616 не устанавливают требование об обязательном проведении такой закупки на электронной торговой площадке. Указанными нормативными актами также не установлен перечень электронных торговых площадок, на которых могут проводиться закупки товаров, работ, услуг в электронной форме. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет порядок проведения закупки в электронной форме, необходимость проведения такой закупки на электронной торговой площадке, а также конкретную площадку для проведения указанной закупки (смотрите также п. 2 письма ФАС России от 02.08.2012 N АК/24857). Не исключается и проведение закупки в электронной форме на сайте заказчика в сети Интернет, если его функционал позволяет это сделать.
В связи с последним отметим, что проведение закупок в ЕИС в настоящее время невозможно даже в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), нормы которого предусматривают это (ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ), поскольку ее функционал в настоящее время не обеспечивает подачу через нее заявок, окончательных предложений. Такая возможность должна появиться до 1 января 2017 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

5 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики