Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

26.08.2016
ВОПРОС:
Из налоговой инспекции получено требование о представлении пояснений по налогу на имущество за I квартал 2016 года. В требовании указано, что представленный налоговый расчет по авансовому платежу за I квартал 2016 года не соответствует налоговой декларации, представленной за 2015 год. Несоответствия в требовании не указаны. Организация представляла как за 2015 год, так и за I квартал 2016 года пустые декларации (расчеты).
Правомерно ли со стороны налогового органа данное требование? Существует ли ответственность за невыполнение требования?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В налоговом законодательстве не установлена ответственность за непредоставление пояснений.
Однако существует вероятность привлечения к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Обоснование вывода:
Налоговый контроль проводится, в частности, посредством камеральных налоговых проверок на основе налоговых деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиком (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 88 НК РФ).
Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ плательщики налога на имущество организаций (далее - налог на имущество) обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации и налоговые расчеты по авансовым платежам по этому налогу. В редакции, действовавшей до 01.01.2010, п. 1 ст. 373 НК РФ признавал плательщиками налога на имущество российские организации независимо от наличия либо отсутствия у них имущества, которое являлось объектом налогообложения. Однако с указанной даты вступил в силу Федеральный закон от 30.10.2009 N 242-ФЗ, который внес изменения в ст. 373 НК РФ. В соответствии с действующей редакцией этой статьи плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. В силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1, 378.2 НК РФ.
Таким образом, организации, не имеющие на балансе имущества, признаваемого объектом налогообложения, не являются плательщиками налога на имущество организаций, следовательно, у них отсутствует обязанность по представлению в налоговые органы деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) по данному налогу. Это подтверждают в своих разъяснениях и контролирующие органы (смотрите письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-02-08/5904, от 17.04.2012 N 03-02-08/41, от 23.09.2011 N 03-05-05-01/74, ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128). Аналогичное мнение высказывается в судебной практике (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 N 02АП-7698/12).
Таким образом, Ваша организация не должна была представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы.
В отношении представления пояснений отметим следующее.
Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Для сведения рекомендуем Вам ознакомиться с письмом ФНС от 26.06.2015 N АС-19-15/147 "О рассмотрении обращения".
Статьями 88 и 93.1 НК РФ не установлен специальный порядок истребования пояснений, документов (информации), при применении указанных статей НК РФ налоговые органы реализуют свои права, предусмотренные абзацем вторым п. 4 ст. 31 НК РФ в соответствии с Порядком направления требования о представлении документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.
На основании п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Неисполнение обязанности, установленной НК РФ, влечет применение соответствующих мер ответственности.
Согласно п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (письмо Минфина России от 21.04.2015 N 03-02-08/22548).
В то же время в налоговом законодательстве не установлена ответственность за непредоставление пояснений. На сегодняшний день предусмотрена ответственность за несообщение полученного требования по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган в течение шести дней путем отправки соответствующей квитанции (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Иначе налоговые органы могут заблокировать налогоплательщику счет в банке (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.2013 N А17-2944/2012, письмо Минфина России от 21.04.2015 N 03-02-08/22548).
Напомним, что пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставляет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.
Однако в данном случае, предоставив пустые декларации (расчеты по авансовым платежам), у налогового органа может возникнуть вопрос о корректном заполнении (в данном случае - незаполнении) налогового расчета по авансовым платежам (далее - расчета) за I квартал в связи с тем, что, например, у организации может быть льготируемое имущество*(1). Так, например, сведения об использовании льгот по налогу на имущество должны быть отражены в налоговой декларации (расчетах). Использование льгот не освобождает организацию от представления налоговых деклараций (расчетов).
В настоящее время для получения пояснений налоговые органы направляют налогоплательщику требование о предоставлении пояснений, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (далее - приказ ФНС России N ММВ-7-2/189@). Официальные разъяснения по поводу представления пояснений в отношении налоговой отчетности по налогу на имущество отсутствуют.
В налоговом законодательстве не установлена ответственность за непредоставление пояснений.
Однако, поскольку Ваша организация не обязана была представлять налоговую декларацию (расчет), но в то же время представляла пустые налоговые декларации (расчеты), полагаем, что для исключения разногласий с налоговыми органами рекомендуем представить пояснения об отсутствии какого-либо имущества и обязанности предоставлять такую отчетность, так как налоговый орган вправе принять решение о проведении налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Также есть вероятность привлечения к административной ответственности по части 1 ст. 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностных лиц указанных органов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от 2 000 до 4 000 рублей.

К сведению:
С 1 января 2017 года вводится штраф в размере 5 000 рублей за непредставление пояснений в течение пяти рабочих дней. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

1 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 


*(1) При этом объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией, не признаются объектом обложения налогом на имущество (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, письма Минфина России от 16.07.2015 N 03-05-05-01/40829, ФНС России от 07.08.2015 N БС-4-11/13906@).
По вопросу налогообложения движимого имущества, включенного в иные амортизационные группы в соответствии с Классификацией, следует руководствоваться п. 25 ст. 381 НК РФ (письма Минфина России от 08.10.2015 N 03-05-05-01/57549, от 06.10.2015 N 03-05-05-01/57030, от 20.08.2015 N 03-05-05-01/48167, от 29.07.2015 N 03-05-05-01/43678 и др.).
В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ организации освобождены от налога на имущество в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий движимое имущество организации, принятое на учет после 1 января 2013 года, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций (письма Минфина России от 16.12.2015 N 03-05-04-01/73730, от 13.05.2015 N 03-05-05-01/27322, от 18.03.2015 N 03-05-05-01/14636, ФНС России от 29.05.2015 N БС-19-11/111 и др.).

 

Все консультации данной рубрики