Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

29.08.2016
ВОПРОС:
По результатам открытого конкурса в 2015 году был заключен контракт на выполнение подрядных работ в 2015 и 2016 годах. В контракте определен срок действия контракта - до 01.12.2016. В контракте установлены объемы, сроки выполнения и стоимость работ на 2015 и 2016 годы.
Контрактом было предусмотрено следующее: "Бюджетные ассигнования планового периода могут быть скорректированы с учетом федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и доведенных лимитов бюджетных обязательств".
В период действия контракта в 2015 году приказом главного распорядителя объем бюджетных ассигнований был перераспределен таким образом, что лимит бюджетных обязательств был доведен в полном объеме для реализации мероприятия, т.е. позволил выполнить подрядные работы в 2015 году.
С учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств стороны заключили дополнительное соглашение о завершении работ в полном объеме в 2015 году, согласно которому изменился срок выполнения работ - до 25.12.2015 и изменился срок действия контракта - до 30.12.2015. Контракт исполнен в полном объеме.
Имел ли заказчик право при указанных обстоятельствах поступить таким образом - изменить сроки по контракту?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В описанной ситуации закон не допускал возможность внесения в контракт изменения в части сроков выполнения работ.

Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что в силу п. 1 ст. 766 ГК РФ, ч. 1 ст. 34, п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в государственный контракт на выполнение работ в обязательном порядке включается, помимо прочего, условие о сроках исполнения контракта - поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (смотрите также постановление Пятнадцатого ААС от 11.04.2016 N 15АП-2446/16). При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Аналогичная редакция этих норм действовала в 2015 году.
Таким образом, изменение сроков исполнения контракта возможно только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Возможность изменения сроков исполнения контракта предусматривается лишь в двух случаях.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) допускается изменение условий контракта по соглашению сторон при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом. В данном случае уменьшения доведенных лимитов бюджетных обязательств явно не было. Кроме того, из буквального прочтения п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и п. 6 ст. 161 БК РФ можно сделать вывод, что их положения применимы только к казенным учреждениям и не распространяются на иные категории заказчиков, в частности государственные органы (п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Часть 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в редакции, действовавшей в 2015 году, допускала возможность при соблюдении ряда условий изменения в 2015 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершалось в 2015 году. Не рассматривая прочие условия, в соответствии с которыми такое изменение было возможно, следует констатировать, что в настоящей ситуации изменение срока выполнения работ по контракту не могло основываться и на этой норме, поскольку контракт предусматривал окончание работ в 2016 году.
Таким образом, по нашему мнению, изменение срока исполнения контракта в описанной ситуации не соответствовало закону.
Отметим, что согласно ст. 315 ГК РФ должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство до срока предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо вытекает из обычаев или существа обязательства. При этом, как видим, закон не предполагает изменения условий договора, напротив, исполнение потому и определяется как "досрочное", что происходит раньше сроков, установленных договором. Закон N 44-ФЗ не содержит прямого запрета на досрочное исполнение контракта ни поставщиком, подрядчиком, исполнителем, ни заказчиком. Вместе с тем официальных разъяснений или примеров правоприменительной практики, подтверждавших бы правомерность применения ст. 315 ГК РФ к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, нам найти не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

12 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики