Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
31.08.2016
- ООО для работы своих сотрудников берёт в аренду легковые автомобили у другого ООО. Ежемесячно поставщик выставляет счета, счета-фактуры и акты об оказании услуг (по аренде, сервисному обслуживанию и прочим дополнительным услугам, связанным с лизингом автомобилей). В июле 2016 года поставщик принял решение не ставить свою круглую печать на ряде документов, в том числе на актах об оказании услуг, актах сверок и прочих.
О своём решении поставщик сообщил ООО в информационном письме. ООО обратилось к нему за разъяснениями и узнало, что печать в организации осталась (об этом есть упоминание в уставе), но поставщик настаивает на своём решении, обосновывая его тем, что:
1) с 7 апреля 2015 г. ООО и АО могут, но не обязаны иметь круглую печать (Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" (далее - Закон N 82-ФЗ)). Соответствующие изменения внесены в том числе в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Иными словами, общество самостоятельно принимает решение об использовании (или неиспользовании) печати при осуществлении деятельности;
2) если у организации имеется печать (сведения о ее наличии содержатся в уставе), то ее оттиск проставляется в случаях, когда это установлено законодательством (п. 5 ст. 2 Закона N 14-ФЗ);
3) наличие или отсутствие печати у общества никак не влияет на обязанность последнего ставить ее оттиск на документах, которые в силу закона или иных нормативных актов, в том числе локальных, не предусматривают ее наличие;
4) печать на документе не является обязательным реквизитом, определенным в части 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". С 07.04.2015 вступил в силу ряд положений Закона N 82-ФЗ. Согласно данным положениям общества вправе, но не обязаны иметь печать.
Таким образом, отсутствие печати на акте выполненных работ не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, и не является основанием для отказа в принятии расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
ООО, в свою очередь, считает, что отсутствие печати приведет к возникновению дополнительных налоговых рисков, а с учётом значительности оборотов между организациями риски значительны.
Вправе ли ООО, имеющее печать, принять решение не проставлять её на актах оказанных услуг (форма документов была изменена поставщиком, реквизит "место печати" в актах больше не указывается)?
Действительно ли акты выполненных рабо
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Исполнитель в рассматриваемой ситуации имел право принять решение об исключении из разработанной им формы актов реквизита "место печати" и не проставлять впоследствии печать на данных документах, несмотря на ее наличие. Каких-либо аргументов, способных безапелляционно убедить исполнителя проставлять печать на актах оказанных услуг в данном случае, мы не видим.
Отсутствие оттиска печати в таком случае не должно являться источником возникновения дополнительных налоговых рисков у организации-заказчика и не должно давать основания налоговым инспекторам усомниться в факте оказания услуг.
В данном случае организации следует обращать внимание на наличие и надлежащее заполнение в актах оказанных услуг обязательных реквизитов первичных учетных документов, предусмотренных частью 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", к которым оттиск печати не относится.
Налогоплательщик не обязан иметь копии доверенностей контрагента на подписание актов, но наличие таких копий является подтверждением его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. Каким конкретно образом следует проявлять должную осмотрительность и осторожность (следует ли к каждому акту прикладывать копию доверенности и просить контрагента заверять такие копии), налогоплательщику следует решить самостоятельно.
Обоснование позиции:
Надлежащим образом оформленные первичные учетные документы необходимы налогоплательщикам, в частности, для признания расходов при формировании налогооблагаемой прибыли, а также для реализации права на налоговые вычеты по НДС (п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ).
Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Оттиск печати экономических субъектов среди них не поименован. Иные нормы Закона N 402-ФЗ также не обязывают экономических субъектов проставлять печати на первичных учетных документах.
Определение формы акта оказанных услуг (выполненных работ) в данной ситуации находится в компетенции экономического субъекта (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Соответственно, учитывая отсутствие запрета на включение в формы первичных учетных документов дополнительных реквизитов, не поименованных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, вопрос о включении в них такого реквизита, как оттиск печати сторон, также находится в компетенции экономического субъекта (смотрите также письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-01-10/45390, от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243). При этом факт наличия у экономического субъекта - ООО печати не накладывает запрета на исключение такого реквизита, как "место печати", из разработанных им форм первичных учетных документов, равно как и не обязывает его включать данный реквизит в их формы.
С учетом изложенного считаем, что ООО в рассматриваемой ситуации имело право принять решение об исключении из разработанной им формы актов реквизита "место печати" и не проставлять впоследствии печать на данных документах, несмотря на ее наличие. Каких-либо аргументов, способных безапелляционно убедить исполнителя - ООО проставлять печать на актах оказанных услуг в данном случае, мы не видим.
По нашему мнению, само по себе отсутствие печати ООО в актах оказанных услуг в таком случае не отрицает факта оказания им услуг. При этом исключать того, что налоговый инспектор усомнится в факте оказания услуг в такой ситуации, мы не можем. Однако считаем это маловероятным. Так, например, в письме ФНС России от 13.01.2016 N СД-4-3/105@ представители налогового ведомства разъяснили, что при надлежащем заполнении в первичном учетном документе всех обязательных реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, отсутствие оттиска печати (печатей) организации (организаций) не является основанием для отказа в признании соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль. Такой же подход к оценке первичных документов налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля изложен в письме ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, согласованном с Минфином России (приложение N 3 к указанному письму).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации следует обращать внимание на наличие в актах оказанных услуг обязательных реквизитов первичных учетных документов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Отметим, что, по мнению Минфина России, представленному в письме от 09.04.2014 N 02-06-10/16186, акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг). В то же время считаем, что детализация оказанных услуг (выполненных работ) подтверждает реальность и обоснованность понесенных налогоплательщиком затрат, соответственно, приводить ее в акте целесообразно.
В части, касающейся подписания актов по доверенности, отметим следующее.
Законодательство о налогах и сборах, о бухгалтерском учете, равно как и гражданское законодательство, не содержит требований об обязательном приложении к актам, подписываемым со стороны исполнителя лицами на основании доверенностей, копий таких доверенностей для заказчика (дополнительно смотрите письмо ФНС России от 09.08.2010 N ШС-37-3/8664). Соответственно, нет и требований о необходимости приложения копии доверенности к каждому акту об оказании услуг (выполнении работ) и о необходимости заверения указанной копии.
Однако заказчику все же целесообразно иметь копии доверенностей, подтверждающих полномочия лиц, подписавших акты от имени исполнителя. Как следует из разъяснений специалистов финансового ведомства, наличие у налогоплательщика копии доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, является подтверждением осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента (письма Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/477, от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177). Подписание первичных документов лицом, не указанным в ЕГРЮЛ как имеющего право подписи первичных документов от имени контрагента без доверенности, при условии, что у налогоплательщика отсутствует доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия, свидетельствует о том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности (п. 2 письма ФНС России от 31.10.2013 N СА-4-9/19592).
Каким конкретно образом следует проявлять должную осмотрительность и осторожность (следует ли к каждому акту прикладывать копию доверенности и просить контрагента заверять такие копии), налогоплательщику следует решить самостоятельно.
На наш взгляд, прикладывать копию доверенности к каждому акту об оказании услуг (выполнении работ) необязательно. Мы полагаем, что в распоряжении налогоплательщика-заказчика может быть одна копия доверенности при условии, что срок её действия соответствует датам подписания соответствующих актов. В то же время при подписании каждого акта налогоплательщику следует проверять наличие у представителя контрагента действующей доверенности.
Несоответствие подписей лица в документах может быть использовано налоговым органом в качестве аргумента не в пользу налогоплательщика. Учитывая данное обстоятельство, считаем целесообразным при наличии возможности устранить указанное несоответствие. Отметим, что при решении вопроса о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды факт подписания документов неуполномоченными лицами должен учитываться не сам по себе, а в совокупности с иными обстоятельствами, свидетельствующими о получении необоснованной налоговой выгоды (постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
12 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним