Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

31.08.2016
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение по письменному указанию учредителя обязано вернуть ошибочно перечисленную ему в завышенном размере часть субсидии на иные цели текущего года.
Кассовое обслуживание лицевых счетов бюджетных учреждений осуществляет финансовый орган. Счет 40701 открыт финансовому органу муниципального образования. Полномочия по организации исполнения бюджета органу федерального казначейства не переданы.
Каким образом и по какой бюджетной классификации должен быть проведен возврат указанной суммы? Какие корреспонденции должны быть сделаны в бухгалтерском (бюджетном) учете всех участников этой операции? Необходимо ли в этом случае ориентироваться на положения письма Минфина России от 30.07.2012 N 02-06-07/2969? Как данная операция будет отражена в отчетности (ф. 0503117, ф. 0503127, ф. 0503737) и какие контрольные соотношения должны быть соблюдены между отчетностью учредителя и отчетностью бюджетного учреждения в части переданных и полученных субсидий (по кодам КОСГУ 241 и 180)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у учредителя в текущем финансовом году в связи с перечислением бюджетному учреждению излишней суммы целевой субсидии, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
Положения письма Минфина РФ от 30.07.2012 N 02-06-07/2969 к рассматриваемой ситуации отношения не имеют и применены быть не могут.

Обоснование вывода:
1. Согласно абз. 2, 5 п. 80 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), операции по предоставлению бюджетным учреждениям субсидий в порядке авансирования и их зачету отражаются в бюджетном учете учредителя в следующем порядке:
- принятие и исполнение денежных обязательств по перечислению субсидий на иные цели, предоставляемых на основании соглашений либо на основании условий соответствующего нормативного правового акта (например, при получении заявки от учреждения), отражаются по счету 1 206 41 000 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям";
- признание обязательств с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года осуществляется на основании отчета, подтверждающего произведенные с лицевого счета учреждением в рамках указанной субсидии целевые расходы, представленного учреждением в порядке, в сроки и по форме, установленным в соответствии с утвержденными порядками с отражением бухгалтерской записи по дебету счета 1 401 20 241 "Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям" и кредиту счета 1 302 41 000 "Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям" (смотрите также письмо Минфина РФ от 05.04.2013 N 02-06-07/11164).
В рассматриваемой ситуации в результате перечисления бюджетному учреждению целевой субсидии в завышенном размере на счете 1 206 41 000 у учредителя образуется дебиторская задолженность в размере излишне перечисленной суммы, по которой в дальнейшем не будут признаны обязательства - учреждение не имеет права расходовать эти средства и обязано их вернуть по письменному требованию учредителя.
Согласно п. 2.5.4 "Порядка...", утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
Получатель бюджетных средств информирует дебитора о порядке заполнения расчетного документа*(1). При этом в реквизите "Назначение платежа" расчетного документа должна содержаться ссылка на номер и дату расчетного документа органа Федерального казначейства, которым ранее была осуществлена кассовая выплата, либо указаны иные причины возврата средств, а также могут быть указаны коды бюджетной классификации, по которым ранее была произведена кассовая выплата.
Таким образом, перечисление указанных средств в данном случае является восстановлением ранее произведенной учредителем кассовой выплаты и не может рассматриваться как возврат неизрасходованного остатка субсидии.
В соответствии с п. 20 Инструкции по применению Плана счетов казначейского учета, утвержденной приказом Минфина России от 30.11.2015 N 184н (далее - Инструкция N 184н), п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, расчеты по операциям бюджетных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, отражаются с применением счета 0 307 13 000 "Расчеты по операциям бюджетных учреждений" с указанием в 24-26 разрядах номера данного счета с 18 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется проводимая операция.
Исходя из положений п. 1 и п. 2 письма Федерального казначейства от 13.06.2013 N 42-7.4-05/2.2-352 указанное в вопросе письмо Минфина РФ от 30.07.2012 N 02-06-07/2969 касается операций, осуществляемых в рамках приказа Минфина России от 08.06.2012 N 76н "О перечислении остатков средств бюджетных и автономных учреждений... в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета" (далее - Приказ N 76н)*(2). Данный факт подтверждается и мнением специалистов Федерального казначейства (смотрите Информацию Федерального казначейства от 05.06.2013 "Ответы на вопросы, поступившие от территориальных органов Федерального казначейства к Видеоконференции (11 июня 2013 г.) (1-2 часть)" - Вопрос 7.2).
Механизм, закрепленный Приказом N 76н, предусматривает ежедневное перечисление остатков денежных средств бюджетных и автономных учреждений на счета соответствующих бюджетов (в частности, со счетов N 40302, N 40601, N 40701 на счета N 40201, N 40204) и их возврат в необходимом объеме в целях направления на покрытие дефицита бюджетов различного уровня, покрытие кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета в текущем финансовом году, и т.п.
Очевидно, что к рассматриваемой ситуации данный механизм отношения не имеет, соответственно, положения письма Минфина РФ от 30.07.2012 N 02-06-07/2969 применены быть не могут.
В соответствии с абз. 8 п. 80 и абз. 4 п. 56 Инструкции N 162н, абз. 16 п. 73 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, абз.абз. 1 и 2 п. 5 Инструкции N 184н, возврат в бюджет излишне перечисленной бюджетному учреждению целевой субсидии у участников расчетов может быть отражен следующим образом:
1. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения:
Дебет 5 205 81 560 Кредит 5 201 11 610,
Уменьшение по забалансовому счету 17 (код 180 КОСГУ)
- возвращена в бюджет сумма излишне полученной целевой субсидии;
2. В бюджетном учете учредителя:
Дебет КРБ 1 304 05 241 Кредит КРБ 1 206 41 660
- отражено поступление средств на восстановление авансовых платежей, произведенных в текущем финансовом году;
3. В бюджетном учете финансового органа:
Дебет КИФ 1 202 11 510 Кредит КРБ 1 402 20 612
- отражено поступление от возврата средств на восстановление произведенных выплат за счет средств местного бюджета;
4. В казначейском учете финансового органа:
Дебет КДБ 9 307 13 180 Кредит КИФ 9 203 13 610
- отражено перечисление средств бюджетного учреждения со счета 40701.
2. В соответствии с п. 42 Инструкции "Об утверждении Инструкции о порядке составления... бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, данные по кассовым поступлениям доходов (с учетом их возвратов) отражаются в разделе "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737). В частности, суммы поступивших доходов в виде субсидии на иные цели отражаются в графе 5 Отчета (ф. 0503737) на основании аналитический данных по забалансовому счету 17 (180 КОСГУ), открытому к счету 5 201 11 000.
Согласно п. 61 Инструкции "О порядке составления... отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н), при формировании раздела "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) основанием для отражения показателей графы 6 являются аналитические данные счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом". Соответственно, поступление средств на восстановление авансовых платежей, произведенных в текущем финансовом году, отраженное в бюджетном учете органа-учредителя согласно вышеприведенной корреспонденции счетов по дебету счета 1 304 05 241, найдет отражение в графе 6 раздела "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127).
В соответствии с п. 137 Инструкции N 191н финансовым органом графа 5 раздела "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503117) формируется путем суммирования одноименных показателей графы 9 раздела "Расходы бюджета" консолидированных Отчетов (ф. 0503127) главных распорядителей бюджетных средств при условии соответствия данных о кассовом исполнении бюджета, отраженных в графе 6 раздела "Расходы бюджета" консолидированных Отчетов (ф. 0503127), с аналогичными показателями графы 6 раздела "Расходы бюджета" консолидированного Отчета (ф. 0503124) финансового органа.
Согласно Контрольным соотношениям к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, представляемой в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, размещенным на официальном сайте Федерального казначейства в подразделе "Документы"/ "Учет и отчетность" 21.07.2016 (http://roskazna.ru/dokumenty/byudzhetnyy-uchet-i-otchetnost/), в части требований к соответствию показателей сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений показателям бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджетов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, сумма расходов учредителя на предоставление целевых субсидий подведомственным учреждениям, отраженная им в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127), должна соответствовать сумме поступлений целевых субсидий, отраженной учреждениями по строке 010 в графе 9 Отчета (ф. 0503737).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

12 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт. 2.5.4 "Порядка...", утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, в этой части содержит ссылку на Положение Банка России и Минфина РФ от 13.12.2006 N 298-П/173н. Данный документ утратил силу в связи с утверждением Положения Минфина России, Банка России от 18.02.2014 NN 8н, 414-П "Об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации".
*(2) Обратите внимание: 22 апреля 2016 года Приказ N 76н утратил силу в связи с вступлением в силу приказа Минфина России от 01.03.2016 N 13н.

Все консультации данной рубрики