Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
15.12.2011
- Муниципальный контракт на капитальный ремонт общежития заключен органом местного самоуправления. В контракте предусмотрено, что "оплата производится по мере поступления денежных средств из бюджета на расчетный счет заказчика, для финансирования данного контракта, не позднее 90 дней с момента поступления денежных средств, после подписания сторонами акта выполненных работ".
Правомерно ли это условие? Может ли заказчик заключить контракт, не обеспеченный денежными средствами?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие у заказчика необходимых средств само по себе не препятствует размещению заказа и заключению контракта.
Если в соответствии с контрактом срок оплаты зависит от момента поступления финансирования из бюджета, то этот срок не может считаться установленным.
После принятия заказчиком работ подрядчик вправе требовать их оплаты, в том числе в судебном порядке.
Обоснование вывода:
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) условия, необходимые для начала процедур размещения заказа, не установлены. Однако необходимо помнить, что данный закон основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ).
Согласно ст.ст. 72 и 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата органом местного самоуправления муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение этого требования при заключении муниципальных контрактов является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Таким образом, необходимым условием для размещения заказа и заключения контрактов (договоров) должно быть наличие утвержденных и доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, необходимых для оплаты заключенных контрактов.
Вместе с тем ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 94-ФЗ, ни какой-либо иной закон не ограничивают какие-либо периоды в течение года, на протяжении которых государственные и муниципальные заказчики могут или не могут заключать контракты (договоры).
Таким образом, если размещение заказа осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов соответствующего бюджета, контракт (договор) может быть заключен в любое время, в любой день года. Законодательство не связывает возможность размещения заказа и заключения контракта с наличием у заказчика соответствующих средств, перечисленных ему из соответствующего бюджета. Отсутствие таких средств не освобождает заказчика от ответственности по контракту.
Условия о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг должны быть указаны в документации об открытом аукционе в электронной форме и подлежат обязательному включению в контракт, заключаемый по итогам проведения торгов (п. 8 ч. 4 ст. 41.6, ч. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ).
На практике условие о сроке оплаты нередко формулируется в контрактах путем указания на момент получения заказчиком соответствующих средств из бюджета (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2010 по делу N А03-2283/2010, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 N 11АП-920/2009 и от 27.03.2009 N 11АП-842/2009).
В то же время представляется, что подобная формулировка условия контракта о сроке оплаты свидетельствует о том, что указанный срок не определен. Объясним, почему.
На основании ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Также срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Однако такое событие, как поступление денежных средств из бюджета, очевидно, не может рассматриваться как неизбежное. При таких обстоятельствах срок исполнения обязательства по оплате не может считаться установленным и, следовательно, должен определяться по правилам, предусмотренным ст. 314 ГК РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 N 12АП-4687/2008).
По смыслу ст.ст. 746, 711 ГК РФ, приемка заказчиком выполненных работ влечет возникновение обязательства по их оплате. В связи с этим подрядчик после принятия заказчиком работ вправе потребовать их оплаты, а если это требование не будет исполнено - обратиться с соответствующим требованием в суд (постановление ФАС Поволжского округа от 26.11.2010 по делу N А12-24177/2009 (определением ВАС РФ от 18.04.2011 N ВАС-712/11 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), от 17.01.2011 по делу N А57-4327/2010 и от 23.06.2011 по делу N А12-21833/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2010 по делу N А25-1274/2009).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
1 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним