Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
06.09.2016
- Муниципальное казенное учреждение занимается обеспечением образовательных учреждений всеми необходимыми материальными ресурсами. Однако заказчиками по контракту на основании электронных аукционов выступает само образовательное учреждение.
Можно ли казенному учреждению выступать в качестве заказчика от всех образовательных учреждений (это позволило бы в случае некачественной поставки привлечь поставщика по единому контракту к ответственности)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Местная администрация вправе наделить муниципальное казенное учреждение полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих муниципальных заказчиков.
Обоснование вывода:
Статья 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) определяет условия централизации закупок, предусматривая возможность передачи части полномочий по осуществлению закупки в пользу нескольких заказчиков одному государственному или муниципальному органу либо казенному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями (далее - уполномоченный заказчик)*(1).
Как следует из положений ч.ч. 1-3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, централизация закупок вводится в двух основных вариантах:
- уполномоченному заказчику передаются полномочия только на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) в пользу любых заказчиков;
- уполномоченному заказчику передаются полномочия на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.
Полномочия, в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, могут возлагаться:
- Президентом РФ, Правительством РФ - на один или несколько федеральных органов исполнительной власти или федеральных казенных учреждений в отношении нескольких федеральных государственных заказчиков, федеральных бюджетных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - на один или несколько органов исполнительной власти субъекта РФ, казенных учреждений субъекта РФ в отношении государственных заказчиков субъекта РФ, бюджетных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией - на один или несколько муниципальных органов, муниципальных казенных учреждений в отношении муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений.
В письме Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2110 указывается, что в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ уполномоченному заказчику могут быть переданы полномочия или только на определение контрагента, или на осуществление закупки в целом. Конкретный объем полномочий, передаваемых уполномоченному заказчику, определяется решением о его создании или о наделении его соответствующими полномочиями (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 03.07.2015 N Д28и-2009).
При этом исходя из ч.ч. 1-3, 10, 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ в пределах, очерченных законом, объем полномочий, передаваемых уполномоченному заказчику, определяется решением о его создании или о наделении его соответствующими полномочиями (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 03.07.2015 N Д28и-2009).
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными заказчиками определяется решениями о создании уполномоченных заказчиков либо решениями о наделении их полномочиями (ч. 10 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ к деятельности уполномоченных заказчиков в пределах полномочий, установленных решениями об их создании либо о наделении их полномочиями, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Из вышесказанного следует, в частности, что уполномоченные заказчики обязаны:
- выбирать способ закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2757);
- создавать контрактные службы или назначать контрактных управляющих (ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
- формировать комиссии по осуществлению закупок (ст. 39 Закона N 44-ФЗ, смотрите также разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N ОГ-Д28-15539). В такие комиссии с учетом установленных законом требований и ограничений могут быть включены представители заказчиков, для нужд которых будут проводиться закупки, в том числе и члены комиссий этих заказчиков;
- привлекать в установленных законом случаях для экспертизы принимаемых товаров, работ, услуг экспертов, экспертные организации, если уполномоченному заказчику переданы полномочия по исполнению контракта (ст. 41, ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477);
- выполнять иные обязанности, предусмотренные для заказчиков Законом N 44-ФЗ.
Как и "обычный" заказчик, уполномоченный заказчик вправе привлекать специализированную организацию, передавая ей часть организационно-технических функций по проведению определения контрагента (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 15.07.2015 N Д28и-2140).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия
Ответ прошел контроль качества
17 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что централизация закупок не является обязательной, однако принятие решения по вопросу о ее введении, исходя из ч. 5 ст. 26, ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ, становится обязательным с 1 января 2016 года. Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 112 Закона N 44-ФЗ принятие такого решения является правом соответствующих органов до 1 января 2017 года.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним