Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

13.09.2016
ВОПРОС:
Нужно ли нотариально удостоверять соглашение о задатке, который покупатель передает продавцу в счет оплаты за объект недвижимости, в отношении которого стороны намерены в будущем заключить основной договор купли-продажи?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующее законодательство не требует нотариального удостоверения соглашения о задатке.

 

Обоснование вывода:

1. Статьей 429 ГК РФ определено, что форма предварительного договора должна соответствовать требованиям, предъявляемым к форме основного договора. При отсутствии таких требований к форме основного договора предварительный договор должен быть заключен в письменной форме. Возможность заключения предварительного договора в устной форме не допускается.

Как следует из ст. 550 ГК РФ, договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение данного требования влечет за собой недействительность соответствующего договора (смотрите решение Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 25.11.2015 по делу N 2-6753/2015, решение Кировского районного суда г. Курска Курской области (Извлечение), апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 11.09.2015 по делу N 33-2538/2015). Следовательно, и предварительный договор купли-продажи объекта недвижимости должен заключаться в форме единого документа, подписанного сторонами.

Законодатель не обязывает стороны удостоверять такие договоры в нотариальном порядке, поскольку подобное удостоверение необходимо лишь в случаях, предусмотренных законом*(1) (пп. 1 п. 2 ст. 163 ГК РФ), а также когда стороны своим соглашением предусмотрели нотариальное удостоверение совершаемых ими сделок (пп. 2 п. 2 ст. 163 ГК РФ).

Таким образом, если стороны сговорились облечь основной договор купли-продажи недвижимого объекта в нотариальную форму, то и предварительный договор должен быть нотариально удостоверен.

2. В качестве способа обеспечения исполнения обязательств по договору участники сделки могут избрать задаток. В соответствии с п. 1 ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме (п. 2 ст. 380 ГК РФ). Из содержания приведенной нормы следует, что соглашение о задатке не требует нотариального удостоверения, достаточно соблюдения простой письменной формы сделки. Однако ничто не препятствует сторонам удостоверить данное соглашение у нотариуса. Так, согласно ст. 53 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I нотариус удостоверяет сделки, для которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма. По желанию сторон нотариус может удостоверять и другие сделки. Однако при удостоверении сделок, не требующих в соответствии с законом нотариального удостоверения, в число которых входит и соглашение о задатке, закон не обязывает нотариуса истребовать и проверять документы, подтверждающие правомерность действий сторон. В указанном случае нотариус исходит из добросовестности участников гражданских правоотношений, разумность их действий предполагается (смотрите, к примеру, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27.02.2014 по делу N 2-5889/2013, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://sudact.ru/regular/doc/Bx30rWEKUfrN/?page, апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу N 33-9119/2016, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://sudact.ru/regular/doc/eYtm5B07wlJS/?regular-txt).

Обратим внимание, что несоблюдение простой письменной формы сделки не влечет недействительность устного соглашения, а только лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в доказательство совершения указанной сделки, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст. 162 ГК РФ). Пункт 3 ст. 380 ГК РФ устанавливает презумпцию, согласно которой в случае сомнения в назначении сумм, выплаченных по договору, эти суммы следует считать авансом, а не задатком. При нарушении формы соглашения о задатке, пока не доказано иное, выплаченные суммы следует рассматривать в качестве аванса (смотрите, к примеру, решение Партизанского городского суда Приморского края от 07.09.2015 по делу N 2-1659/2015).

Соглашение о задатке может быть оформлено либо в виде отдельного документа, подписанного сторонами, либо включено в текст договора в качестве одного из его условий (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 12.04.2016 по делу N 2-2626/2016, апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.07.2016 по делу N 33-1211/2016). Суды признают в качестве соглашения о задатке и платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка (постановление ФАС Центрального округа от 20.09.2013 N Ф10-2819/13 по делу N А64-9145/2012).

Таким образом, отсутствие нотариальной формы соглашения о задатке, если стороны специально не оговорили такое условие, не может являться основанием для признания его недействительным.

 

К сведению:

Отметим, что положения Гражданского кодекса РФ о задатке с 1 июня 2015 г. дополнены новым правилом, сформулированным в п. 4 ст. 380 ГК РФ: если иное не установлено законом, по соглашению сторон задатком может быть обеспечено исполнение обязательства по заключению основного договора на условиях, предусмотренных предварительным договором*(2) (ст. 429 ГК РФ).

То есть с 1 июня 2015 года задатком может быть обеспечено не только денежное обязательство по уже заключенному основному договору, но и исполнение обязательства по заключению основного договора на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ не исключает возможности обеспечения задатком предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), предусматривающего определенные обязанности сторон, связанные с заключением в будущем основного договора и применением при наличии к тому оснований (уклонение стороны от заключения основного договора) обеспечительной функции задатка, установленной п. 2 ст. 381 ГК РФ: потеря задатка или его уплата в двойном размере стороной, ответственной за неисполнение договора. Но и в этом случае каких-либо особых требований к форме соглашения о задатке не предъявляется.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Амирова Лариса

 

Ответ прошел контроль качества

 

26 августа 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Так, например, с 2 июня 2016 г. сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество сторонним лицам, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению (п. 3 ст. 8.1 ГК РФ, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), аналогичные требования установлены для договоров ренты во всех вариациях (ст. 584 ГК РФ).

*(2) Обратим внимание, что до этого времени условие о задатке, содержащееся в предварительном договоре, признавалось судами недействительным по причине формального противоречия положениям п. 1 ст. 380 ГК РФ, определяющим, что задатком может быть обеспечено лишь договорное денежное обязательство (смотрите, например, апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.06.2012 N 33-7743/2012, кассационное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 14.12.2011 по делу N 33-1823, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 29.05.2012 по делу N 33-3698/2012).

Все консультации данной рубрики