Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.09.2016
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением был заключен договор по монтажу и установке спортивной площадки. В стоимость спортивной площадки включены услуги, оплаченные по КФО "5" и отраженные по счету 302 26. Иных расходов по формированию первоначальной стоимости площадки осуществлено не было. Сооружение должно быть учтено на счете 4 101 33. Финансирование было произведено по КФО "5 по статье КОСГУ 226. Как правильно внести изменения, если необходимо спортивную площадку поставить на учет как сооружение по КФО "4"?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В соответствии с действующей в настоящее время методологией применения бюджетной классификации осуществленные расходы по монтажу спортивной площадки должны быть отражены в учете бюджетного учреждения с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Перевод сформированных вложений в первоначальную стоимость объекта основных средств с КФО "5" на КФО "4" осуществляется с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".

 

Обоснование вывода:

Материальные объекты принимаются учреждениями госсектора к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

С учетом положений данных пунктов Инструкции N 157н спортивная площадка вполне обоснованно может учитываться в качестве отдельного объекта основных средств.

В соответствии с п. 47 Инструкции N 157н) в первоначальную стоимость основного средства включаются в том числе следующие расходы:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ, осуществляемых в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам.

Соответственно, работы по монтажу спортивной площадки должны быть включены в первоначальную стоимость создаваемого объекта.

Положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, далее - Указания N 65н, прямо предусмотрена возможность отнесения на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ расходов как в рамках договора купли-продажи, так и в рамках договора подряда, предусматривающего изготовление (создание) объектов нефинансовых активов.

При этом порядок документального оформления результатов выполнения работ Актом выполненных работ не препятствует принятию к учету в составе основных средств созданных объектов при условии, что такие объекты в соответствии с требованиями действующих нормативных актов должны учитываться в составе основных средств.

Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемой ситуации учреждением заключен договор на выполнение монтажных работ, по результатам исполнения которого в эксплуатацию будет введен объект основных средств - спортивная площадка. В такой ситуации понесенные учреждением расходы следует отразить в учете с применением статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Объясняется это следующим.

Статьи (подстатьи) КОСГУ применяются организациями госсектора в целях ведения бухгалтерского учета (отражения фактов хозяйственной жизни) (п. 1 раздела V Указаний N 65н).

В соответствии с порядком применения кодов КОСГУ, приведенным в п. 3 раздела V Указаний N 65н:

1) расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, подлежат отражению по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, при этом подобные расходы могут осуществляться как в рамках договора купли-продажи, так и в рамках договора подряда, предусматривающего изготовление (создание) объектов нефинансовых активов.

2) на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся следующие виды услуг (работ), связанных непосредственно с получением по их результатам объектов основных средств:

- монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;

- услуги по установке единых функционирующих систем, отдельные элементы которых в соответствии с положениями п. 45 Инструкции N 157н могут быть приняты в качестве объектов основных средств;

- услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика.

В Вашей ситуации по результатам выполненных подрядчиком работ у учреждения возникает объект, который будет отнесен к основным средствам. При этом других расходов, помимо оплаты данной работы, учреждением произведено не было, а полученный объект не является отдельным элементом единой функционирующей системы. Соответственно, расходы по оплате данного договора, в соответствии с положениями Указаний N 65н, должны быть отнесены на статью 310 КОСГУ.

Отметим, что, применяя формальный подход, в ситуациях, когда учреждением заключается договор с формулировкой "монтаж нефинансовых активов, поставка которых в учреждение предварительно не осуществлялась", расходы относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Однако применение данной подстатьи при заключении учреждениями договоров на монтаж нефинансовых активов, поставка которых в учреждения не осуществлялась, а их стоимость включается в общую смету монтажных работ, как правило, служит поводом для претензий со стороны проверяющих органов и расценивается в качестве "манипулирования" положениями Указаний N 65н в целях применения "удобных" статей (подстатей) КОСГУ.

С 1 января 2016 года детализация плановых показателей по выплатам учреждения осуществляется по кодам видов расходов (п. 2 Приказа Минфина России от 24.09.2015 N 140н). Соответственно, коды КОСГУ применяются организациями госсектора только для ведения учета.

Если же правилами, установленными в публично-правовом образовании, предусмотрена детализация производимых выплат по кодам КОСГУ, то наиболее правильным в данной ситуации будет внесение изменений в соглашение о предоставлении целевой субсидии, а также в сведения об операциях с целевыми субсидиями в части применения кода КОСГУ.

Для учета учреждением операций по формированию первоначальной стоимости основного средства применяется счет 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н). Перевод вложений в основные средства с кода финансового обеспечения "5" на код "4" осуществляется с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Ранее на данную возможность указывали разъяснения специалистов финансового ведомства (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798). Сейчас указанные положения закреплены непосредственно в п.п. 146, 147 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).

 

Учитывая изложенное, а также положения п.п. 9, 51, 146, 147 Инструкции N 174н, указанная в вопросе хозяйственная ситуация подлежит отражению следующими бухгалтерскими записями:

1) Дебет 5 106 31 310 Кредит 5 302 31 730

- отражено формирование первоначальной стоимости спортивной площадки на основании документов, предоставленных подрядчиком;

2) Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 106 31 410

- отражена передача капитальных вложений с КФО "5" для принятия объекта к учету по КФО "4";

3) Дебет 4 106 31 310 Кредит 4 304 06 730

- отражено принятие к учету вложений в объект основных средств по КФО "4";

4) Дебет 4 101 33 310 Кредит 4 106 31 310

- отражено принятие к учету смонтированной спортивной площадки.

 

К сведению:

Как правило, приобретенные за счет средств целевого финансирования объекты основных средств по стоимостным и иным критериям относят к категории особо ценного (смотрите постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538). Решение об отнесении движимого имущества к категории особо ценного может быть принято еще на этапе постановки имущества на учет либо по решению учредителя. В такой ситуации необходимо либо изначально отразить поступающее имущество как особо ценное, либо обеспечить перевод имущества в состав особо ценного на основании решения учредителя. Подробный порядок следует согласовать с соответствующим органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.

 

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кодов вида деятельности 5 (6) на код вида деятельности 4;

- Энциклопедия решений. Соотнесение данных бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения с Перечнем особо ценного движимого имущества;

- Энциклопедия решений. Статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сульдяйкина Валентина

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

 

24 августа 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики