Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
14.09.2016
- Бюджетным учреждением был заключен договор по монтажу и установке спортивной площадки. В стоимость спортивной площадки включены услуги, оплаченные по КФО "5" и отраженные по счету 302 26. Иных расходов по формированию первоначальной стоимости площадки осуществлено не было. Сооружение должно быть учтено на счете 4 101 33. Финансирование было произведено по КФО "5 по статье КОСГУ 226. Как правильно внести изменения, если необходимо спортивную площадку поставить на учет как сооружение по КФО "4"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с действующей в настоящее время методологией применения бюджетной классификации осуществленные расходы по монтажу спортивной площадки должны быть отражены в учете бюджетного учреждения с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Перевод сформированных вложений в первоначальную стоимость объекта основных средств с КФО "5" на КФО "4" осуществляется с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".
Обоснование вывода:
Материальные объекты принимаются учреждениями госсектора к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
С учетом положений данных пунктов Инструкции N 157н спортивная площадка вполне обоснованно может учитываться в качестве отдельного объекта основных средств.
В соответствии с п. 47 Инструкции N 157н) в первоначальную стоимость основного средства включаются в том числе следующие расходы:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ, осуществляемых в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам.
Соответственно, работы по монтажу спортивной площадки должны быть включены в первоначальную стоимость создаваемого объекта.
Положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, далее - Указания N 65н, прямо предусмотрена возможность отнесения на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ расходов как в рамках договора купли-продажи, так и в рамках договора подряда, предусматривающего изготовление (создание) объектов нефинансовых активов.
При этом порядок документального оформления результатов выполнения работ Актом выполненных работ не препятствует принятию к учету в составе основных средств созданных объектов при условии, что такие объекты в соответствии с требованиями действующих нормативных актов должны учитываться в составе основных средств.
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемой ситуации учреждением заключен договор на выполнение монтажных работ, по результатам исполнения которого в эксплуатацию будет введен объект основных средств - спортивная площадка. В такой ситуации понесенные учреждением расходы следует отразить в учете с применением статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Объясняется это следующим.
Статьи (подстатьи) КОСГУ применяются организациями госсектора в целях ведения бухгалтерского учета (отражения фактов хозяйственной жизни) (п. 1 раздела V Указаний N 65н).
В соответствии с порядком применения кодов КОСГУ, приведенным в п. 3 раздела V Указаний N 65н:
1) расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, подлежат отражению по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, при этом подобные расходы могут осуществляться как в рамках договора купли-продажи, так и в рамках договора подряда, предусматривающего изготовление (создание) объектов нефинансовых активов.
2) на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся следующие виды услуг (работ), связанных непосредственно с получением по их результатам объектов основных средств:
- монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;
- услуги по установке единых функционирующих систем, отдельные элементы которых в соответствии с положениями п. 45 Инструкции N 157н могут быть приняты в качестве объектов основных средств;
- услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика.
В Вашей ситуации по результатам выполненных подрядчиком работ у учреждения возникает объект, который будет отнесен к основным средствам. При этом других расходов, помимо оплаты данной работы, учреждением произведено не было, а полученный объект не является отдельным элементом единой функционирующей системы. Соответственно, расходы по оплате данного договора, в соответствии с положениями Указаний N 65н, должны быть отнесены на статью 310 КОСГУ.
Отметим, что, применяя формальный подход, в ситуациях, когда учреждением заключается договор с формулировкой "монтаж нефинансовых активов, поставка которых в учреждение предварительно не осуществлялась", расходы относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Однако применение данной подстатьи при заключении учреждениями договоров на монтаж нефинансовых активов, поставка которых в учреждения не осуществлялась, а их стоимость включается в общую смету монтажных работ, как правило, служит поводом для претензий со стороны проверяющих органов и расценивается в качестве "манипулирования" положениями Указаний N 65н в целях применения "удобных" статей (подстатей) КОСГУ.
С 1 января 2016 года детализация плановых показателей по выплатам учреждения осуществляется по кодам видов расходов (п. 2 Приказа Минфина России от 24.09.2015 N 140н). Соответственно, коды КОСГУ применяются организациями госсектора только для ведения учета.
Если же правилами, установленными в публично-правовом образовании, предусмотрена детализация производимых выплат по кодам КОСГУ, то наиболее правильным в данной ситуации будет внесение изменений в соглашение о предоставлении целевой субсидии, а также в сведения об операциях с целевыми субсидиями в части применения кода КОСГУ.
Для учета учреждением операций по формированию первоначальной стоимости основного средства применяется счет 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н). Перевод вложений в основные средства с кода финансового обеспечения "5" на код "4" осуществляется с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Ранее на данную возможность указывали разъяснения специалистов финансового ведомства (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798). Сейчас указанные положения закреплены непосредственно в п.п. 146, 147 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Учитывая изложенное, а также положения п.п. 9, 51, 146, 147 Инструкции N 174н, указанная в вопросе хозяйственная ситуация подлежит отражению следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 5 106 31 310 Кредит 5 302 31 730
- отражено формирование первоначальной стоимости спортивной площадки на основании документов, предоставленных подрядчиком;
2) Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 106 31 410
- отражена передача капитальных вложений с КФО "5" для принятия объекта к учету по КФО "4";
3) Дебет 4 106 31 310 Кредит 4 304 06 730
- отражено принятие к учету вложений в объект основных средств по КФО "4";
4) Дебет 4 101 33 310 Кредит 4 106 31 310
- отражено принятие к учету смонтированной спортивной площадки.
К сведению:
Как правило, приобретенные за счет средств целевого финансирования объекты основных средств по стоимостным и иным критериям относят к категории особо ценного (смотрите постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538). Решение об отнесении движимого имущества к категории особо ценного может быть принято еще на этапе постановки имущества на учет либо по решению учредителя. В такой ситуации необходимо либо изначально отразить поступающее имущество как особо ценное, либо обеспечить перевод имущества в состав особо ценного на основании решения учредителя. Подробный порядок следует согласовать с соответствующим органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кодов вида деятельности 5 (6) на код вида деятельности 4;
- Энциклопедия решений. Соотнесение данных бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения с Перечнем особо ценного движимого имущества;
- Энциклопедия решений. Статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
24 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним