Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

15.09.2016
ВОПРОС:
На какие статьи (подстатьи) КОСГУ и коды видов расходов могут быть отнесены "работы по установке (монтажу) обогревателей воздушных в экспозиционные залы" и "работы по установке (монтажу) сплит-систем" (результат работ будет оформлен актами по формам КС-2 и КС-3, обогреватели монтируются в систему отопления здания, сплит-система представляет собой систему оборудования)? Можно ли применить статью 226 КОСГУ и код вида расходов 244?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работы по установке (монтажу) обогревателей воздушных в экспозиционные залы, а также работы по установке (монтажу) сплит-систем могут быть оплачены по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

В бухгалтерском учете осуществленные учреждением расходы в части работ по установке (монтажу) сплит-систем могут быть отражены по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Решение об отнесении расходов по монтажу обогревателей на соответствующие коды бюджетной классификации должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобных решений.

Принятое решение целесообразно оформить в письменном виде, зафиксировав в нем "набор аргументов", обосновывающих применение соответствующей статьи КОСГУ.

 

Обоснование вывода:

1. При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации учреждения руководствуются Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н)). Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих кодов видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ в Указаниях N 65н, закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.

По общему правилу в случаях осуществления оплаты обязательств, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, могут применяться группа видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", коды видов расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения", 863 "Платежи в целях обеспечения реализации соглашений по обязательствам Российской Федерации перед иностранными государствами и международными организациями" и 880 "Прочие расходы" (смотрите Приложение N 1 к письму Минфина России от 07.04.2016 N 02-05-05/20083).

В рассматриваемой ситуации КВР 323, 863 и 880 выбраны быть не могут в силу их специфики. Таким образом, данные расходы учреждения могут быть произведены за счет соответствующего элемента группы вида расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

Указанные в вопросе расходы не могут быть отнесены к подгруппам 210-230, а также к элементам 241-243 и 245 подгруппы 240 группы вида расходов 200. То есть такие расходы обоснованно могут быть отнесены к элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", по которому отражаются расходы государственных (муниципальных) учреждений не отнесенные согласно Указаниям N 65н к иным элементам видов расходов.

Таким образом, работы по установке (монтажу) обогревателей воздушных в экспозиционные залы, а также работы по установке (монтажу) сплит-систем могут быть оплачены по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

2. Начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) при составлении и исполнении бюджетов КОСГУ больше не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ). В то же время согласно п. 1 ст. 18, ст. 19 БК РФ КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации и применяется для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, т.е. для отражения уже совершившихся событий.

Отметим также, с учетом того, что начиная с 2016 года при составлении и исполнении бюджетов КОСГУ не применяется, по операциям, совершенным получателями бюджетных средств с 1 января 2016 года, КОСГУ не используется для квалификации нецелевого использования бюджетных средств. Кроме того, порядок применения кодов КОСГУ и иных кодов бюджетной классификации не применяется для определения целевого характера расходования средств субсидии на выполнение (государственного) муниципального задания*(1).

Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении N 4 к Указаниям N 65н. Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний N 65н.

В соответствии с порядком применения кодов КОСГУ, приведенным в п. 3 раздела V Указаний N 65н:

1) расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, подлежат отражению по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, при этом подобные расходы могут осуществляться как в рамках договора купли-продажи, так и в рамках договора подряда, предусматривающего изготовление (создание) объектов нефинансовых активов.

2) на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся в том числе следующие виды услуг (работ):

- монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов (если же заключен договор на приобретение оборудования, а его установка (монтаж) предусмотрены в рамках данного договора в качестве обязанности поставщика, то все расходы по договору относятся на соответствующую статью группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ);

- услуги по установке (расширению) единых функционирующих систем, а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых отражаются по статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств");

- услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика.

С учетом положений Указаний N 65н расходы по договору на установку (монтаж) сплит-системы следует отразить в учете с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Объясняется это следующим.

Материальные объекты принимаются учреждениями госсектора к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

С учетом положений данных пунктов Инструкции N 157н сплит-система вполне обоснованно может учитываться в качестве отдельного объекта основных средств.

В Вашей ситуации по результатам выполненных исполнителем работ у учреждения возникает объект, который будет отнесен к основным средствам. При этом других расходов, помимо оплаты данной работы, учреждением произведено не было (сплит-система отдельно учреждением не приобреталась), соответственно, расходы на оплату работ, по результатам выполнения которых в эксплуатацию будет введен самостоятельный объект основных средств, могут быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ*(2).

В свою очередь, осуществляемые учреждением расходы, связанные с монтажом обогревателей в центральную систему отопления, могут предполагать применение различных статей (подстатей) КОСГУ. Например, работы по монтажу обогревателей могут рассматриваться в качестве работ по ремонту (подстатья 225 КОСГУ) или дооборудованию системы отопления здания (статья 310 КОСГУ). Квалифицировать характер произведенных работ - компетенция технических специалистов учреждения.

Конечно, должностными лицами учреждения может быть применен формальный подход и принято решение об отнесении расходов по договору с предметом "монтаж обогревателей", поставка которых в учреждение предварительно не осуществлялась, за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Однако применение такого подхода зачастую служит поводом для претензий со стороны проверяющих органов и расценивается в качестве "манипулирования" положениями Указаний N 65н в целях применения "удобных" статей (подстатей) КОСГУ.

Как уже отмечалось, положения Указаний N 65н предусматривают оплату услуг по расширению единых функционирующих систем за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Однако нормативные акты, регулирующие порядок учета в учреждениях госсектора, и иные нормативные акты не раскрывают понятия "единая функционирующая система". Исходя из разъяснений специалистов Минфина России под такими системами понимаются охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иные аналогичные системы (например локальная вычислительная сеть, телекоммуникационный узел связи (письмо от 11.04.2014 N 02-05-10/16631)). Вопрос отнесения системы отопления здания к категории единых функционирующих систем также находится в компетенции технических специалистов учреждения, а не бухгалтерских служб. С учетом того, что нормативными актами данный вопрос неурегулирован, принятие решение об отнесении расходов по монтажу обогревателей на статьи КОСГУ по аналогии с работами по расширению единых функционирующих систем также не исключает рисков возникновения споров с контролирующими органами.

Таким образом, решение об отнесении расходов по монтажу обогревателей на соответствующие коды бюджетной классификации должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобных решений.

Принятое решение целесообразно оформить в письменном виде, зафиксировав в нем "набор аргументов", обосновывающих применение соответствующей статьи КОСГУ.

 

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Применение КОСГУ при оплате монтажных работ;

- Энциклопедия решений. Статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ;

- Энциклопедия решений. Пример. Применение КОСГУ при оплате договоров, предусматривающих монтаж оборудования его поставщиком.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Киреева Анна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

 

24 августа 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) О критериях оценки целевого характера расходов, осуществляемых учреждениями за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, читайте в Энциклопедии решений. Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов.

*(2) Данный вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2013 по делу N А07-16303/2012).

Все консультации данной рубрики