Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

20.06.2011
ВОПРОС:
Организация "В" привлекает работников организации "А" по договору аутстаффинга и, в свою очередь, направляет их для исполнения другого договора аутстаффинга в организацию "С", которая и обеспечивает этих работников организации "А" определенной работой. Правомерно ли это?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Привлечение работников третьего лица при исполнении договора о предоставлении персонала не противоречит законодательству.

Обоснование вывода:

Согласно принципу свободы договора, закрепленному в том числе в ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

В настоящее время законодательство не содержит норм, регулирующих договор о предоставлении персонала, именуемый также договором аутстаффинга. Вместе с тем отсутствует и запрет на заключение подобных договоров. На практике такие договоры заключаются довольно широко и обычно квалифицируются арбитражными судами в качестве договоров возмездного оказания услуг, регулируемых главой 39 ГК РФ, то есть договоров, по которым исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2542/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2010 г. по делу N А70-1702/2010, ФАС Московского округа от 8 ноября 2010 г. N КГ-А40/10383-10, ФАС Уральского округа от 29 сентября 2010 г. N Ф09-7973/10-С3, ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2010 г. N Ф07-10018/2010).

В связи с этим необходимо помнить, что с юридической точки зрения договор аутстаффинга заключаются именно между работодателем - исполнителем по этому договору и заказчиком. Заключение такого договора не влечет прекращения трудовых отношений между исполнителем и соответствующими работниками, а заказчик не становится в отношении этих работников работодателем. В то же время требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей вправе именно работодатель (часть первая ст. 22 ТК РФ). Соответственно, формально деятельность, которую осуществляют направленные по договору аутстаффинга работники исполнителя, осуществляется самим исполнителем, который несет ответственность за надлежащее оказание услуг - осуществление определенной деятельности его работниками - перед заказчиком (ст. 402 ГК РФ).

В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, помимо норм главы 39 ГК РФ, применяются также общие положения о подряде (ст.ст. 702-729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст.ст. 730-739 ГК РФ). Разумеется, к ним применяются и общие положения о договорах, о сделках и об обязательствах (п.п. 2, 3 ст. 420 ГК РФ).

Ни правила о договоре возмездного оказания услуг, ни общие положения о подряде и правила о бытовом подряде, равно как и общие положения гражданского законодательства о договорах, о сделках и об обязательствах, не содержат норм, из которых вытекал бы запрет на заключение договора о предоставлении не только собственного персонала исполнителя, но и персонала третьего лица. Тем более что исходя из вышеизложенного речь следует вести об исполнении договора возмездного оказания услуг не только собственными силами исполнителя, но и привлеченными по договору силами третьего лица.

Следовательно, такой договор является правомерным.

При этом должны применяться, в частности, правила о генеральном подрядчике и субподрядчике, согласно которым генеральный подрядчик (организация "В") несет перед заказчиком (организацией "С") ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком (организацией "А") в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК РФ).

Соответственно, все требования о надлежащем оказании услуг, все претензии заказчик (в данном случае - организация "С") может направлять только исполнителю, с которым у него непосредственно заключен договор (в данном случае - организации "В"). В свою очередь, этот исполнитель по указанным выше причинам может требовать исполнения работниками, направленными привлекаемым третьим лицом (в данном случае - организация "А"), только этому лицу ("субисполнителю").

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 780 ГК РФ исполнитель по договору возмездного оказания услуг обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором. В связи с этим для привлечения третьего лица (организации "А") (персонала третьего лица) в договоре между организациями "В" и "С" должна быть оговорена такая возможность.

Также в договоре между организациями "А" и "В" желательно согласовать механизм взаимодействия заказчика и исполнителя в целях обеспечения подчинения работников организации "А" распоряжениям должностных лиц организации "С", которые фактически и будут определять виды осуществляемой ими деятельности и порядок ее осуществления. В этих целях организации "А" и "В" не лишены возможности изначально сконструировать договор в пользу третьего лица (организации "С") (ст. 430 ГК РФ) либо включить в договор условие об исполнении третьему лицу (ст. 312, п. 1 ст. 313 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Акимочкин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Все консультации данной рубрики