Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
19.09.2016
- Первоначально организация выставила покупателю документы (счет-фактура, накладная) на сумму 11 720 руб. Эта же сумма была отражена в бухгалтерском и налоговом учете. До наступления сроков представления налоговых деклараций ошибка была обнаружена и исправлена. В результате в бухгалтерском и налоговом учете в III квартале 2015 года выручка была отражена в правильном размере - 11 880 руб. Однако первичные документы и счета-фактуры ни у продавца, ни у покупателя исправлены не были. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета в данном случае?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации-поставщику следует внести исправления в первичные документы и счета-фактуры.
Оснований для внесения исправлений в бухгалтерский и налоговый учет у организации-поставщика не имеется.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Пункт 2.17 применяющегося и в настоящее время Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР от 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР (далее - Положение), определяет, что первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
При обнаружении в первичных учетных документах ошибок, в том числе и в стоимостных показателях, у организации возникает обязанность по внесению в них исправлений, поскольку данные первичных учетных документов должны соответствовать данным бухгалтерского учета. Сказанное следует из части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Часть 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ допускает внесение исправлений в первичный учетный документ. При этом исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Схожие рекомендации даны и в п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Более подробно порядок внесения исправлений описан в п.п. 4.2, 4.3 Положения. Так, ошибки в первичных документах исправляются следующим образом: зачеркиваются неправильный текст или суммы и надписываются над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также должна быть проставлена дата исправления.
В свою очередь, в письме Минфина России от 22.01.2016 N 07-01-09/2235, хотя и говорится о том, что Закон N 402-ФЗ не предусматривает замену ранее принятого к учету документа новым, все же допускается в целях бухгалтерского учета ориентироваться, например, на Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила), в которых речь идет о замене первоначально выставленных счетов-фактур в случае внесения в них исправлений.
В рассматриваемом случае поставщиком при составлении первичного учетного документа была допущена техническая ошибка в части стоимости отгруженного товара. С учетом изложенного выше считаем, что Вашей организации следует внести исправления в оба экземпляра товарной накладной (поставщика и покупателя) в соответствии с требованиями Положения. Согласия контрагента для этого не требуется.
При этом в Вашей ситуации оснований для внесения корректировок в бухгалтерский учет не имеется.
НДС
Из разъяснений налогового ведомства (смотрите, например, письма ФНС России от 01.02.2013 N ЕД-4-3/1406@, от 23.08.2012 N АС-4-3/13968@) следует, что если изменение стоимости товаров (работ, услуг) произошло в результате исправления технической ошибки, возникшей в результате неправильного ввода данных о цене и (или) количестве отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в информационные системы, используемые для ведения бухгалтерского и налогового учета, то корректировочный счет-фактура продавцом не выставляется, а в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил. Иными словами, поставщиком составляется новый экземпляр счета-фактуры.
В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей, указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, в которой указываются порядковый номер исправления и его дата исправления.
Налог на прибыль
На основании ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются в том числе и первичные учетные документы.
Одновременно в последнем абзаце ст. 314 НК РФ установлено, что исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Таким образом, полагаем, что как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета организации-поставщику при обнаружении ошибки в первичном документе необходимо внести в него изменения. Так как НК РФ не содержит специальных правил внесения корректировок в первичные документы, считаем, что товарная накладная с внесенными в нее в порядке, описанном выше, исправлениями, будет подтверждением соответствующих данных в целях исчисления налога на прибыль.
Поскольку данная ошибка не привела к ошибкам (искажениям) в исчислении налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, то у Вашей организации не возникает обязанность по представлению уточненных налоговых деклараций (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).
К сведению:
Если организацией-поставщиком оформлялся универсальный передаточный документ, то исправления в него вносятся в порядке, изложенном в приложении N 7 к письму ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Исправление первичных документов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
2 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним