Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

19.09.2016
ВОПРОС:
В ходе проведения проверки казенного учреждения в акте указано следующее замечание: "В нарушение п. 23, п. 50, п. 84 приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н денежные документы (талоны на ГСМ) не выдавались из кассы учреждения непосредственно водителям". Учет в учреждении ведется с соблюдением требований Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (с использованием фондовой кассы). Ответственным лицом, получающим талоны из фондовой кассы и оформляющим на основании путевых листов авансовые отчеты, является начальник транспортного отдела. Правомерно ли требование проверяющих о том, что талоны должны выдаваться только водителям?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Положения Инструкции N 162н, а также Указания N 3210-У и Инструкции N 157н не содержат запрета на передачу выданных под отчет денежных документов одним лицом другому.

В данной ситуации, выдавая талоны на бензин начальнику транспортного отдела, учреждение не нарушает положений п.п. 23, 50, 84 Инструкции N 162н.

 

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что, констатируя факт наличия какого-либо нарушения, выявленного вследствие осуществления контрольных мероприятий, должностные лица контрольных органов должны сослаться на нормативный акт, требования которого были нарушены объектом контроля. При этом в материалах, оформленных по итогам проведения контрольного мероприятия, не должно содержаться выводов, предположений и фактов, не подтвержденных доказательствами.

Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - Инструкция N 162н, не содержит требований о взаимосвязи перечня ответственных лиц учреждения с порядком учета и движения материальных ценностей, денежных средств, денежных документов.

При оформлении и учете кассовых операций госучреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации (далее - Указание N 3210-У), с учетом особенностей, установленных Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

Положения п. 6.3 Указания N 3210-У, а также положения Инструкций N 157н и 162н не содержат прямого запрета на передачу выданных под отчет денежных средств одним лицом другому. До 2012 года такой запрет был установлен положениями п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок N 40). При этом в период действия данного нормативного акта специалистами финансового ведомства высказывалось мнение, что Порядок N 40 применим и к работе с денежными документами (талонами ГСМ) *(1).

Таким образом, выдавая в рассматриваемой ситуации талоны на бензин начальнику транспортного отдела, учреждение не нарушает положений п.п. 23, 50, 84 Инструкции N 162н.

Согласно положениям п. 213 Инструкции N 157н и п. 6.3 Указания N 3210-У денежные средства (документы) выдаются под отчет на основании решения (распоряжения) руководителя организации госсектора, принимаемого на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса, цель и срок, на который он выдается, а также подпись руководителя и дату.

В целях оптимизации документооборота и упорядочения выдачи денежных средств (документов) под отчет отдельные вопросы могут быть регламентированы положениями учетной политики или иного локального акта учреждения. В частности положениями учетной политики, а также нормативными актами и (или) рекомендациями органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, может быть установлен запрет на передачу выданных под отчет денежных средств (денежных документов) одним лицом другому во избежание возможных злоупотреблений, а также претензий со стороны контролирующих органов*(2).

Если соответствующих запретов не установлено, при принятии в учреждении решения о возможности передачи подотчетным лицом денежных документов другому работнику учреждения следует проанализировать возможность исполнения требований, закрепленных в абзаце 2 пп. 6.3 п. 6 Указания N 3210-У, а также п. 216 Инструкции N 157н, согласно которому на счетах расчетов с подотчетными лицами подлежит отражению сумма произведенных подотчетным лицом расходов на основании утвержденного руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) Авансового отчета подотчетного лица и прилагаемых к нему документов, подтверждающих произведенные расходы.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

 

2 сентября 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Вопрос: В акте ревизии проверяющие констатировали нарушение статьи 157 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н), и пункта 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее - Порядок N 40), в части передачи подотчетных сумм другому сотруднику. В нашем случае осуществлялась выдача талонов на бензин, которые согласно пункту 96 Инструкции N 25н являются денежными документами, по ведомости, форма которой утверждена приказом руководителя. С мнением проверяющих мы не согласны. Во-первых,... ("Бюджетный учет", N 1, январь 2010 г.).

*(2) Смотрите, например:

- п. 9.8 Приложения к распоряжению Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 18.02.2014 N 24 "Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия";

- п. 5.12.6 Приложения к постановлению Правления Пенсионного фонда России от 25.12.2015 N 521п "Об утверждении Учетной политики по исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации";

- п. 3.19 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.12.2010 N 1268 "Об утверждении учетной политики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

Все консультации данной рубрики