Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

20.09.2016
ВОПРОС:
У общества по трудовому договору работают иностранные граждане, имеющие гражданство Украины (порядок въезда в Россию - не требующий получения визы, статус - временно пребывающие), с оформлением необходимых документов права на работу (патент или разрешение на работу). Возникает ли обязанность работодателя в качестве принимающей стороны уведомить орган миграционного учета в случае, если иностранные граждане проживают в общежитии или по частному адресу (по адресу, на который у них оформлен миграционный учет), и в случае, если иностранные граждане не стоят на миграционном учете?
ОТВЕТ:

 По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Поскольку Ваша организация является принимающей стороной, она должна уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Законом N 109-ФЗ или международным договором Российской Федерации.

По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета принимающая сторона (ч. 3 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Местом пребывания иностранного гражданина в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом N 109-ФЗ.

Под принимающей стороной в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

По нашему мнению, формулировки Закона N 109-ФЗ не позволяют заключить, что у иностранного гражданина может быть только одна принимающая сторона. Поэтому принимающей стороной будет являться любое лицо, соответствующее критериям, приведенным в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ, независимо от того, имеется ли у работника другая принимающая сторона. При этом закон также не содержит и указания на возможность какого-либо из лиц, подпадающих под определение принимающей стороны, не исполнять свою обязанность по уведомлению органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в том случае, если такой гражданин уже был поставлен на миграционный учет по адресу другой принимающей стороны. По нашему мнению, соответствующую обязанность каждая из принимающих сторон должна выполнить самостоятельно независимо от того, выполнена ли данная обязанность иной принимающей стороной (решение Арбитражного суда Калининградской области от 18 июня 2015 г. по делу N А21-1963/2015, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 сентября 2012 г. N Ф01-3088/12 по делу N А39-4088/2011).

Отметим, однако, что в судебной практике встречаются и примеры, когда суды не рассматривали работодателя в качестве принимающей стороны в том случае, если у работника имелась иная принимающая сторона, у которой он фактически проживал (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2016 г. N Ф08-1756/16 по делу N А53-19447/2015, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2015 г. N 13АП-8714/15, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2015 г. N 13АП-7980/15, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июля 2014 г. по делу N А56-13917/2014). Тем не менее по причинам, изложенным выше, мы считаем такой подход неверным.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Трошина Татьяна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сутулин Павел

 

2 сентября 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики