Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

20.09.2016
ВОПРОС:
С 1 сентября 2016 года вступают в силу изменения части 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: "Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях: 1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)". Обязан ли заказчик во всех случаях учесть эти изменения при подготовке документации об электронном аукционе (в проекте контракта), либо только при подготовке документации на закупку товара (в настоящее время заказчик готовит электронный аукцион на выполнение работ с использованием строительных материалов подрядчика, то есть фактически контракт на выполнение работ, а не на поставку товара)?
ОТВЕТ:

 Прежде всего отметим, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).

Поскольку понятие "подрядчик", используемое в Законе N 44-ФЗ, нормами данного закона не раскрывается, следовательно, оно используется в нем в том же смысле, в каком оно употребляется в гражданском законодательстве. Данный вывод подтверждается и тем, что под контрактом в конечном счете подразумевается именно гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных учреждений, а также, в случаях, предусмотренных законом, от имени других юридических лиц (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии же с п. 1 ст. 702 ГК РФ под подрядчиком понимается сторона договора подряда, в обязанности которой входит выполнение определенной договором работы и сдача ее результатов заказчику, который эти работы обязан оплатить.

Таким образом, в том случае, если в нормах Закона N 44-ФЗ используется термин "подрядчик", следует предположить, что данная норма распространяется и на сторону контракта, предметом которого является выполнение работ.

Как справедливо отмечено в вопросе, с 1 сентября 2016 года вступают в силу изменения в ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, внесенные в нее Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ. Согласно данным изменениям заказчик, действительно, обязан будет в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если в ходе его исполнения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 01.09.2016).

Из приведенной нормы следует, что она может применяться в двух случаях: во-первых, когда выявлено несоответствие требованиям извещения или документации о закупке самого поставщика, подрядчика или исполнителя по контракту, а во-вторых, когда выявлено несоответствие указанным требованиям товара, поставляемого по контракту, даже если сам поставщик всем требованиям соответствует.

Поскольку, как уже отмечалось выше, под подрядчиком понимается исполнитель работ по договору подряда, то указанная норма может в полной мере применяться и к указанному в вопросе контракту, если в процессе исполнения такого контракта будет выявлено несоответствие подрядчика требованиям, указанным в извещении и (или) в документации о закупке, или факт сообщения подрядчиком при заключении контракта недостоверных сведений о своем соответствии этим требованиям.

Относительно распространения этой нормы на случаи несоответствия материалов, используемых подрядчиком при строительстве, требованиям, установленным к этим материалам извещением и (или) документацией о закупке, отметим следующее.

Как следует из совокупного толкования ч. 1 ст. 33 и п.п. 1 и 2, пп.пп. "а", "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, документацией об электронном аукционе могут быть предусмотрены конкретные показатели не только товара, являющегося предметом договора поставки, но и товара, используемого при исполнении контракта на выполнение работ или оказание услуг, в том числе требования к строительным материалам, используемым подрядчиком.

На это указывает также и форма заявки, направляемой структурными подразделениями ФАС России в контрактную службу для осуществления закупки, утвержденную приказом ФАС России от 25.02.2014 N 112/14 "О создании Контрактной службы по осуществлению планирования и закупки товаров, работ, услуг для нужд ФАС России". В ней должно быть указано подробное описание предмета закупки с указанием характеристик поставляемого товара или товара, который предполагается использовать при выполнении работ, оказании услуг, а также необходимо указать характеристики товара, которые не могут изменяться, и диапазон характеристик, которые могут изменяться.

Вместе с тем из приведенных нормативных актов следует также и то, что если предметом контракта является непосредственно поставка товара, то используется термин "поставляемый товар", а если предметом контракта является выполнение работ или оказание услуг с предъявлением требований к используемым при этом товарам, то применяется термин "товар, используемый при выполнении работ, оказании услуг".

В свою очередь, буквальное прочтение п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, вступающего в силу с 1 сентября 2016 года, свидетельствует о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта допускается только в случае несоответствия требованиям, установленным извещением или документацией о закупке, именно поставляемого товара, а не товара, используемого при выполнении работ или оказании услуг. Иными словами, исходя из буквального толкования этой нормы, односторонний отказ распространяется только на случаи несоответствия требованиям, предъявляемым к товару, который является основным предметом контракта.

Тем не менее мы не можем исключать и иного толкования данной нормы в правоприменительной практике, которая на сегодняшний день, в связи с невступлением соответствующих положений в силу, не сложилась. Поэтому рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

В заключение отметим, что при подготовке проекта контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе (ч. 4 ст. 64 Закона N 44-ФЗ), в него может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения этого контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8-26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 34 этого закона).

Сама формулировка указанной нормы свидетельствует о том, что включение в контракт условий об одностороннем отказе не является обязательным и остается на усмотрение заказчика.

В свою очередь, из ч.ч. 8 и 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в том случае, если возможность такого отказа предусмотрена контрактом. Буквальное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что, во-первых, они распространяются на односторонний отказ от контракта только по основаниям, предусмотренным именно гражданским законодательством, а во-вторых, на то, что такой отказ возможен только в том случае, если на это прямо указано в контракте. Иными словами, если заказчик желает в последующем воспользоваться правом на односторонний отказ от исполнения договора, предоставляемым ему гражданским законодательством, ему следует на основании ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ включить указанное условие в контракт. Если же такого намерения у заказчика нет, то он вправе не включать указанные условия в контракт.

Более того, следует иметь в виду, что в ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорится именно о праве заказчика расторгнуть этот контракт, то есть, даже при наступлении обстоятельств, указанных в гражданском законодательстве, и при наличии соответствующего условия в контракте, односторонний отказ заказчика от этого контракта в этом случае остается на усмотрение самого заказчика и не является его обязанностью.

В отличие же от приведенных норм, ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и в ныне действующей редакции, и в редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 года, приводит перечень случаев, в которых заказчик обязан расторгнуть соответствующий контракт, то есть не имеет права выбора между его расторжением и сохранением в силе.

Данные нормы сформулированы императивно и являются нормами не гражданского законодательства, а законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Поэтому они действуют независимо от того, перечислены соответствующие основания для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в этом контракте или нет.

В связи с изложенным включать эти основания в проект контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона, нет необходимости.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

 

Ответ прошел контроль качества

 

29 августа 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики