Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

22.09.2016
ВОПРОС:
Контракт заключается по результатам проведения электронного аукциона. Победителя аукциона определяет уполномоченный орган. В аукционной документации заказчик установил требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков. 26 августа 2016 года уполномоченный орган признал победителем поставщика, который 25.08.2016 был включен в реестр недобросовестных поставщиков. 29 августа 2016 года заказчиком был направлен проект контракта. Правомерно ли заключение контракта? Какие дальнейшие действия должен совершить заказчик?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае заказчик обязан отказаться от заключения контракта. В связи с этим заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта наличия информации о победителе электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта либо направляет информацию, необходимую для составления такого протокола, в уполномоченный орган, если это предусмотрено порядком взаимодействия между заказчиком и уполномоченным органом при осуществлении централизованных закупок.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупки) заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Частью 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) или отказ от заключения контракта с победителем определения контрагента осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в том числе в ч. 1.1 той же статьи (при наличии таких требований), или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

При осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) контракта, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронного аукциона, и заказчиком (ч.ч. 7, 8 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, если заказчиком установлено требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков и на этапе осуществления закупки до момента заключения контракта выявилось, что информация о победителе определения контрагента включена в этот реестр, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем (смотрите также письма Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1708, от 11.06.2015 N Д28и-1759). Поскольку из ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ не следует иное, эта обязанность должна быть исполнена вне зависимости от того, осуществляется ли определение контрагента самим заказчиком или уполномоченным органом.

Порядок, с соблюдением которого осуществляется такой отказ, предусмотрен ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения контрагента по основаниям, предусмотренным в том числе ч. 9 той же статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

Из вопроса следует, что в рассматриваемом случае заказчик заключает контракты путем осуществления централизованных закупок, в рамках которых определение контрагента осуществляется уполномоченным органом (ст. 26 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим необходимо учитывать, что полномочия на определение контрагентов для соответствующих заказчиков, принадлежащие уполномоченным органам, порядок взаимодействия заказчика с такими органами определяются решениями о создании уполномоченных органов или решениями о наделении их полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 1, 9 этой статьи).

Исходя из этого полагаем, что в настоящей ситуации заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем электронного аукциона и в зависимости от распределения полномочий между заказчиком и уполномоченным органом в рамках осуществления централизованных закупок разместить в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта, соответствующий требованиям, которые предусмотрены ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, либо направить в уполномоченный орган информацию, которая необходима для размещения в ЕИС указанного протокола этим уполномоченным органом.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

 

1 сентября 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики