Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

27.09.2016
ВОПРОС:
Организация (ООО) применяет УСН и ЕНВД. Один из двух учредителей вышел из ООО, свою долю в уставном капитале он передает в порядке ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" путем отчуждения ООО.
Какие налоговые последствия будут у организации? Обязано ли ООО оценить действительную долю? Если да, то как она должна быть оценена? Можно ли для целей налогообложения рассматривать только номинальную стоимость доли (10 000 руб.)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положения действующего законодательства не предусматривают возможности безвозмездного получения обществом доли выбывающего участника. Поэтому невыплата участнику ООО при его выходе из общества действительной стоимости доли недопустима даже при наличии согласия этого участника.
Соответствующие обязательства перед участником могут быть прекращены прощением долга. При этом у общества по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, образуется налогооблагаемый доход в размере действительной стоимости доли бывшего участника.

Обоснование вывода:

Правовые аспекты

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) предусмотрено, что участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества. При этом с 1 января 2016 года заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок.
С момента получения обществом указанного заявления (либо требования о приобретении доли в силу п. 2 ст. 23 Закона об ООО) доля выходящего участника переходит к обществу. При этом у общества возникает обязанность выплатить участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале общества (п. 2 ст. 94 ГК РФ, п. 6.1, пп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО).
Выплата действительной стоимости доли (либо с согласия бывшего учредителя выдача ему в натуре имущества такой же стоимости) должна быть произведена в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, то есть с момента получения заявления о выходе из общества (п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО), если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли не предусмотрен уставом общества.
Указанные выше нормы являются императивными (обязательными), поэтому участники ООО по соглашению между собой не вправе установить какой-либо иной порядок.
Ни положения ГК РФ, ни положения Закона об ООО не предусматривают возможности безвозмездного получения обществом доли выбывающего участника. Поэтому выплата участнику ООО при его выходе из общества суммы меньшей, чем действительная стоимость доли, или невыплата вообще даже при наличии согласия этого участника не соответствует законодательству. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Кроме того, в силу п. 2 ст. 9 ГК РФ отказ участника ООО от принадлежащего ему права на получение при выходе из общества действительной стоимости его доли в уставном капитале общества либо имущества такой же стоимости не влечет прекращения этого права. Такой участник впоследствии вправе требовать взыскания действительной стоимости его доли в уставном капитале общества в судебном порядке (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 N 90/14).
Отметим, что согласно п. 8 ст. 23 Закона об ООО общество не вправе выплачивать выбывающему участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале, если на момент этой выплаты ООО отвечает признакам несостоятельности (банкротства) либо такие признаки появятся у общества в результате выплаты.
Вместе с тем при определенных обстоятельствах возможность прекращения участия в обществе без получения участником какой-либо компенсации не исключена. Так, в силу норм главы 26 ГК РФ одним из оснований прекращения обязательств является прощение долга. Согласно ст. 415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. В ситуации, когда бывшие участники освобождают общество от обязанности по выплате им действительной стоимости доли, может иметь место договор дарения, которое допускается в отношениях между физическим лицом и организацией (п. 1 ст. 572, ст. 575 ГК РФ).
С учетом указанных положений законодательства представляется, что в рассматриваемом случае ООО и бывший участник могут заключить между собой соглашение о прощении долга.
В случаях, когда по основаниям, предусмотренным Законом об ООО, доля в уставном капитале перешла к обществу, такая доля в течение одного года со дня такого перехода должна быть по решению общего собрания участников общества распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложена для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам (п. 2 ст. 24 указанного закона). Не распределенная или не проданная в указанный срок доля в уставном капитале общества должна быть погашена с уменьшением размера уставного капитала общества на величину номинальной стоимости этой доли (ч. 5 ст. 24 Закона об ООО).

Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН

По смыслу п. 1 ст. 66, ст. 128 ГК РФ, ст.ст. 8, 14 Закона об ООО доля в уставном капитале ООО представляет собой совокупность закрепленных за лицом определенных имущественных и неимущественных прав и обязанностей участника общества. Как один из видов объектов гражданских прав, доля в уставном капитале может быть отнесена к имущественным правам (постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 3640/14 и от 13.11.2012 N 7454/12, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 N 16АП-2488/14).
Следовательно, для целей налогообложения переход к обществу доли в его уставном капитале квалифицируется как приобретение имущественного права.
Согласно ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. При этом не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав - определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ;
2) внереализационные доходы - определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.
В целях налогообложения прибыли имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что доходы в виде безвозмездно полученных имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.
Заметим, что в ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, среди которых нет таких доходов, как безвозмездно перешедшая к обществу доля или не востребованная участником общества действительная стоимость доли.
Следовательно, в случае если при выходе участника из общества его доля переходит к обществу на основании безвозмездной передачи (уступки), то у общества образуется внереализационный доход в размере действительной стоимости доли этого участника (смотрите также письмо ФНС России от 01.07.2010 N ШС-37-3/5674).
С учетом п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения дохода при безвозмездном получении доли будет являться дата подписания сторонами соглашения о прощении долга (дарении).
Если же соглашение о прощении долга с участником не будет заключено, то хотим обратить внимание на п. 18 ст. 250 НК РФ, согласно которому внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.
Таким образом, если организация, в течение установленного законодательством срока, не выплатит вышедшему участнику общества действительную стоимость его доли в уставном капитале, то такая стоимость доли также подлежит включению в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. В таком случае не выплаченная участнику действительная стоимость доли будет признаваться налогооблагаемым доходом в том отчетном (налоговом) периоде, в котором истек срок исковой давности по ее выплате (письмо Минфина России от 23.03.2007 N 03-11-04/2/66).

Действительная стоимость доли

Действительная стоимость доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - это часть стоимости чистых активов общества, пропорциональная размеру этой доли. Размер доли участника определяется как соотношение ее номинальной стоимости и уставного капитала общества и выражается в процентах или в виде дроби (п. 2 ст. 14 Закона об ООО). То есть для расчёта действительной доли используется следующая формула:
Действительная стоимость доли = (номинальная стоимость доли / размер уставного капитала) х величина чистых активов.
В свою очередь, стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета как разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации (п.п. 4, 7 Порядка определения стоимости чистых активов, утвержденного приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н (далее - Порядок)).
В рассматриваемой ситуации при определении действительной стоимости доли во внимание принимаются данные бухгалтерской отчетности за период, предшествующий дню подачи участником заявления о выходе из общества.
С тем, как определяется стоимость чистых активов организации, Вы можете ознакомиться в следующем материале: Энциклопедия решений. Определение стоимости чистых активов по данным бухгалтерского учета.
Рассмотрим расчёт действительной стоимости доли и отражение операций в бухгалтерском учёте на конкретном примере.
Допустим, размер уставного капитала - 20 тыс. руб., номинальная стоимость доли равна 10 тыс. руб.
Предположим, величина чистых активов по данным бухгалтерского учета на дату окончания соответствующего отчетного периода составила 20 млн. руб.
В этом случае величина действительной стоимости доли, подлежащей выплате участнику, будет равна 10 млн. руб. (10 тыс. руб. / 20 тыс. руб. х 20 млн. руб.).

НДФЛ

Так как в рассматриваемом случае выплата действительной стоимости доли вышедшему участнику не планируется, объекта обложения НДФЛ у бывшего участника не возникнет (ст.ст. 209, 41 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Выход участника из ООО;
- Энциклопедия решений. Действительная стоимость доли в уставном капитале ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

8 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики