Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

27.09.2016
ВОПРОС:
ООО является проектной организацией. Обязана ли организация хранить проектную и иную документацию в соответствие со сроками, определенными Перечнем типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, утверждённым приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2007 N 1182, в том числе и после передачи проектной документации заказчику по условиям договора? Распространяется ли данный перечень на организации, не подведомственные Минкультуры РФ?
ОТВЕТ:

Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество обязано хранить перечисленные данным пунктом документы, а также иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
В свою очередь, нормой ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ) организациям вменено в обязанность обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 данного Закона.
Под архивным документом в целях этого закона признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (п. 2 ст. 3 Закона N 125-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона N 125-ФЗ специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения, а также инструкцию по применению этих перечней.
Во исполнение указанной нормы, в частности, были утверждены и применяются в настоящее время:
- Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень; утвержден приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2007 N 1182);
- Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558).
На момент утверждения данных актов именно Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (позднее преобразовано в Министерство культуры РФ) было уполномочено на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела (п. 1 Положения о Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 289, п. 1 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 406)*(1).
С учетом этого обстоятельства ВАС РФ в решении от 21.02.2012 N 14589/11 признал приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 в части, в которой данным нормативным правовым актом на коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам государственной власти, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в утвержденном перечне, соответствующим положениям Закона N 125-ФЗ.
Полагаем, что данная правовая позиция применима и в отношении Перечня, утвержденного приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2007 N 1182, поскольку он утвержден тем же компетентным органом во исполнение той же нормы закона.
Необходимость применения данного перечня, в том числе, по вопросам сроков хранения проектной и рабочей документации на строительство зданий и сооружений, прямо либо косвенно подтверждается и судами (смотрите, к примеру, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 N 13АП-11575/16, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.11.2014 N Ф09-10588/13 по делу N А50-9813/2013, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.11.2013 N Ф08-6580/13 по делу N А53-24273/2012).
К срокам хранения документов, определенным этим перечнем, отсылают и положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 21.1003-2009 "Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2009 г. N 526-ст*(2).
Таким образом, частной проектной организации также необходимо руководствоваться упомянутым Перечнем (раздел 4 Перечня содержит, в частности, типовые архивные документы о проектировании объектов недвижимости, проектно-реставрационной деятельности и разработке проектов малых архитектурных форм). А поскольку в ряде случаев (например в пунктах 400 и 473) Перечень предусматривает обязанность и сроки хранения документов проектировщиком после исполнения договора с заказчиком, данные условия также должны быть соблюдены.
Данные выводы согласуются и с позицией судов (смотрите, к примеру, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 N 20АП-2502/14, а также ранее упомянутое постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 N 13АП-11575/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

9 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В действующем Положении о Министерстве культуры РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590, данная функция к компетенции Минкультуры РФ прямо не отнесена. Однако само по себе это не освобождает организации от обязанности исполнения ранее принятых данным ведомством в рамках установленных для него полномочий документов.
*(2) Включен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.03.2015 N 365 в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

 

Все консультации данной рубрики