Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
27.09.2016
- Автономное учреждение планирует за счет средств от приносящей доход деятельности оказать финансовую помощь в виде субсидии некоммерческой организации - футбольному клубу.
Возможно ли предоставление финансовой помощи в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автономное учреждение не может предоставить "финансовую поддержку" некоммерческой организации в виде субсидии. При соблюдении определенных условий такая поддержка может быть оказана в форме пожертвования.
Обоснование вывода:
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не раскрывают содержание понятий "субсидия".
При этом из содержания ст. 78 БК РФ субсидирование юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц - производителей товаров, работ, услуг осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Такие субсидии предоставляются из соответствующего бюджета в случаях и порядке, предусмотренных законом (решением) о бюджете (п. 2 ст. 78 БК РФ).
Соответственно, автономное учреждение не может предоставить "финансовую поддержку" некоммерческой организации в виде субсидии.
Такая поддержка, например, может быть оказана в форме пожертвования. Напомним, что пожертвование - это дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Круг лиц, в пользу которых может быть произведено пожертвование, установлен в п. 1 ст. 582 ГК РФ. К ним, в частности, относятся некоммерческие организации.
Автономные учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность (в рамках основных видов деятельности) и иную деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 298 ГК РФ; ч.ч. 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Документом, определяющим направления использования автономным учреждением доходов, полученных от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
При этом учредитель вправе установить особенности составления и утверждения Плана ФХД для отдельных учреждений*(1). А вот правовые основания для установления правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом порядка расходования средств от приносящей доход деятельности отсутствуют (Раздел 8 "Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений" Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
С учетом изложенного автономное учреждение может осуществить пожертвование за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, при условии, что:
- соответствующее направление расходов будет предусмотрено в Плане ФХД;
- осуществляемые автономным учреждением пожертвования направлены именно на достижение целей и задач, ради которых учреждение создано.
Необходимо также учитывать, что, если пожертвование является для учреждения крупной сделкой, либо сделкой, в совершении которых имеется заинтересованность, она должна быть совершена в порядке, предусмотренном ст.ст. 15, 17 Закона N 174-ФЗ.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Крупные сделки госучреждений;
- Энциклопедия решений. Сделки с заинтересованностью в госучреждениях.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
8 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о дополнительной детализации показателей Плана ФХД читайте в материале Энциклопедии решений "План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения".
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним