Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
28.09.2016
- Автономная некоммерческая организация (г. Москва) создала филиал в Московской области.
Последние 5 лет филиалом никакая деятельность не осуществлялась.
В течение трех последних лет руководство филиала самоустранилось, бухгалтерская отчетность не сдавалась. Никаких контактов с руководством филиалов нет.
Какова процедура ликвидации филиала в данном случае?
В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом и наделяется имуществом создавшей его организацией. Руководитель филиала также назначается создавшим его юридическим лицом и действует на основании доверенности, выданной организацией.
Сведения о филиале должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ; абз. третий п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации)).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО) имущество филиала некоммерческой организации (далее - НКО) учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей его организации. Филиал НКО осуществляет деятельность от ее имени. Ответственность за деятельность филиала несет создавшая его НКО*(1).
С точки зрения налогового законодательства филиал организации также представляет собой ее обособленное подразделение. Однако для целей законодательства о налогах и сборах понятие обособленного подразделения организации используется в ином значении, нежели для целей гражданского законодательства (смотрите абзац 24 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Процедура прекращения деятельности организации через филиал (процедура закрытия филиала) действующим законодательством комплексно не урегулирована. Однако, исходя из отдельных норм законодательных актов, применительно к описанной Вами ситуации ее можно охарактеризовать следующим образом.
1. Принятие решения о закрытии филиала и внесение изменений в устав организации
В соответствии со ст. 29 Закона об НКО решение вопросов об изменении устава некоммерческой организации и о создании филиалов относится к исключительной компетенции высшего органа управления НКО. Для автономной некоммерческой организации (далее - АНО) таким органом является коллегиальный высший орган управления. Исходя из этого, даже в том случае, если решение вопросов о закрытии филиалов прямо не отнесено уставом АНО к полномочиям высшего органа управления (абзац десятый п. 3 ст. 29 Закона об НКО), решение о закрытии филиала должно приниматься высшим органом управления АНО.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона об НКО в учредительных документах НКО должны содержаться сведения о филиалах и представительствах. Поэтому одновременно с решением о закрытии филиала необходимо принять решение о внесении соответствующих изменений в устав АНО и утвердить соответствующие изменения (в виде отдельного документа с изменениями либо устава АНО в новой редакции).
Напомним, что поскольку филиал не является юридическим лицом, правила о ликвидации юридического лица, закрепленные статьями 61-64.1 ГК РФ, к случаям прекращения деятельности организации через филиал не применяются.
2. Сообщение в налоговый орган
В течение 3 дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал (закрытии филиала) организация должна сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение подается по форме N С-09-3-2, утвержденной приложением N 4 к приказу ФНС от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@, и подписывается руководителем АНО либо представителем организации по доверенности.
3. Внесение изменений в ЕГРЮЛ
Поскольку сведения о филиалах содержатся, во-первых, в ЕГРЮЛ (пп. "н" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации), а во-вторых, в учредительных документах АНО*(2) для государственной регистрации соответствующих изменений необходимо представить в регистрирующий орган предусмотренный п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации перечень документов, а именно:
- заявление по форме N Р13001 (подписывается руководителем АНО), утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;
- решение о внесении изменений в устав АНО;
- изменения, вносимые в устав АНО, или устав в новой редакции - в 2 экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением)*(3);
- документ об уплате государственной пошлины (в размере 800 руб. - подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
На основании этих документов производится государственная регистрация соответствующих изменений в уставе АНО и в ЕГРЮЛ. Также отметим, что заявителем в данном случае выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа АНО или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени организации.
Обращаем внимание, что приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ также утверждена форма N Р13002 ("Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица"). Но данное уведомление представляется в регистрирующий орган только в тех случаях, когда вносимые в учредительные документы юридического лица изменения в силу закона приобретают силу для третьих лиц не с момента государственной регистрации, а с момента уведомления регистрирующего органа (п. 6 ст. 52 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона о госрегистрации). Такие случаи предусмотрены, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Законодательство не устанавливает положений, в соответствии с которыми какие-либо изменения в уставе АНО могут приобретать силу для третьих лиц в подобном порядке (то есть при условии уведомления регистрирующего органа). Следовательно, любые такие изменения приобретают силу с момента государственной регистрации, что требует представления в регистрирующий орган заявления по форме N Р13001.
4. Снятие с учета организации по месту нахождения филиала
В соответствии с п. 3 ст. 83, п. 5 ст. 84 НК РФ при закрытии филиала снятие с учета организации по месту нахождения филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не ранее окончания выездной налоговой проверки - в случае ее проведения. Законодательством при этом не предусмотрено проведение обязательной налоговой проверки в случае закрытия обособленного подразделения организации.
Иными словами, АНО не потребуется представлять в налоговый орган какое-либо заявление или иной документ о снятии организации с учета по месту нахождения филиала.
Дополнительно отметим, что ранее о закрытии филиала организация обязана была в произвольной форме уведомить орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Однако с 1 января 2015 года норма п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", устанавливавшая эту обязанность, признана утратившей силу (ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
Что же касается представленной Вами информации о том, что филиалом на протяжении нескольких лет не осуществлялась деятельность, его руководитель отсутствует, то сами по себе эти обстоятельства не препятствуют закрытию филиала. Также напомним, что обязанность по представлению в налоговой орган годовой бухгалтерской отчетности возложена на налогоплательщиков (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), которыми признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). На основании ст. 11 НК РФ для целей НК РФ организациями признаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Филиал организации юридическим лицом не является и бухгалтерскую отчетность самостоятельно представлять не должен. Составлять и представлять в налоговый орган отдельную бухгалтерскую отчетность по филиалу не требуется и головной организации (смотрите также письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-01-11/18098).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
8 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Помимо прочего это означает, что иски третьих лиц, вытекающие из деятельности филиала, должны предъявляться к создавшему его юридическому лицу (смотрите также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.05.1998 N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц").
*(2) С 1 сентября 2014 года из ст. 55 ГК РФ исключено общее требование о необходимости включения в устав организации сведений о ее представительствах и филиалах. Однако, как видим, такое требование сохраняется применительно к некоммерческим организациям.
*(3) С 1 января 2016 года документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I, абзац третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним