Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

28.09.2016
ВОПРОС:
Общество организует обособленное подразделение, которое не является ни филиалом, ни представительством. Уставные документы не содержат информации об указанном структурном подразделении, подразделение расположено в другом городе. У ряда работников, числящихся в других структурных подразделениях, местом работы станет адрес местонахождения этого обособленного подразделения. При этом общество вносит соответствующие изменения в трудовые договоры таких работников. Общество продолжает пользоваться унифицированными формами первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Необходимо ли в указанном случае вносить изменение в штатное расписание, или нужно создать отдельное штатное расписание? Должен ли обязательно быть руководитель у обособленного подразделения?
Могут ли работники с одинаковыми наименованиями должностей в соответствии со штатным расписанием числиться в одном структурном подразделении, но иметь разные адреса места работы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что при создании в организации нового структурного подразделения факт его наличия должен быть отражен в штатном расписании организации вместе с перечнем должностей и количеством работников по каждой из них. Соответственно, работодателю целесообразно внести изменения в штатное расписание организации.
Наличие или отсутствие в структурном подразделении должности руководителя работодатель решает самостоятельно исходя из своих потребностей.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются наряду с другими следующие условия:
- о месте работы, в том числе с указанием филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, если работник принимается на работу в это структурное подразделение*(1);
- о трудовой функции работника, то есть работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работнику работы.
Как видно, должность работника в трудовом договоре должна соответствовать должности, указанной в штатном расписании. Однако к месту работы трудовое законодательство такое требование не предъявляет, то есть место работы, указанное в трудовом договоре, никаким образом не связано со штатным расписанием.
В силу части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику именно ту работу, которая обусловлена трудовым договором, а работник, в силу части первой ст. 21 ТК РФ, имеет право требовать предоставления ему работы, обусловленной трудовым договором. Именно трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений (часть первая ст. 16 ТК РФ).
Из ст. 15 ТК РФ и части второй ст. 57 ТК РФ следует, что все без исключения должности и количество единиц по этим должностям должны быть отражены в штатном расписании. Однако понятия штатного расписания Трудовой кодекс РФ не раскрывает, а соответственно, и не определяет требований к его содержанию. Более того, в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта, т.е. руководителем предприятия. Унифицированные формы кадровых документов на сегодняшний день не рассматриваются официальными органами в качестве обязательных для всех работодателей (смотрите письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617 и письма Роструда от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1).
Таким образом, работодатель самостоятельно определяет форму штатного расписания и информацию, необходимую для включения в указанный документ, помимо наименования должностей и профессий работников, и количества штатных единиц. Даже в том случае, если организация решила использовать унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1), порядок их заполнения работодатель определяет сам.
При этом из закона не следует, что все работники, занимающие одинаковые должности в одном структурном подразделении организации, должны работать по одному и тому же адресу.
Тем не менее полагаем, что штатное расписание должно отражать фактическую структуру организации.
Так, в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, предусмотрено, что штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением) и содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Роструд в своих письмах от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1, от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1 указывает, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками.
Таким образом, по нашему мнению, в штатном расписании должны содержаться все без исключения созданные в организации структурные подразделения, должности и количество единиц по этим должностям. Соответственно, если распорядительным документом в организации создано структурное подразделение, факт его наличия должен быть отражен в штатном расписании организации вместе с перечнем должностей и количеством работников по каждой из них.
Поэтому считаем, что в приведенной ситуации работодателю целесообразно (в том числе и во избежание возможных споров с государственными органами) внести изменения в штатное расписание организации, в том числе и в случае, если штатное расписание структурного подразделения будет утверждено непосредственно структурным подразделением*(2).
В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" Верховный Суд РФ указал, что исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой ст. 22 ТК РФ работодатель, в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). То, каким образом должности работников распределены внутри обособленного подразделения, является исключительной компетенцией работодателя. Поэтому наличие или отсутствие в структурном подразделении должности руководителя работодатель решает самостоятельно исходя из своих потребностей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

9 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью - местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
*(2) Смотрите также, например, следующий материал:
- Вопрос: Организация (г. Омск) создала обособленное подразделение (не филиал и не представительство) в другом регионе РФ. Может ли обособленное подразделение ООО утверждать свои положения, иметь свое штатное расписание? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2014 г.).

 

Все консультации данной рубрики