Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

03.10.2016
ВОПРОС:
Между двумя юридическими лицами заключен договор купли-продажи транспортного средства. Генеральный директор организации-покупателя "А" является действующим на основании доверенности директором филиала организации-продавца ООО "Б". Таким образом, договор купли-продажи с обеих сторон подписывал один человек. От организации-продавца решение о приобретении транспортного средства принималось его генеральным директором, что отражено в приказе, исполнение приказа возложено на директора филиала.
Может ли данная сделка быть квалифицирована как сделка между аффилированными лицами?
Правомерно ли заключение договора купли-продажи транспортного средства между ООО "А" и филиалом ООО "Б", учитывая, что подписывает договор с обеих сторон одно и тоже лицо?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение договоров между указанными в вопросе лицами, в том числе при подписании их одним и тем же лицом с обеих сторон, само по себе не противоречит закону.
Описанная сделка не является сделкой между аффилированными лицами, однако для ООО "А" она является сделкой с заинтересованностью, в связи с чем требует одобрения общим собранием участников ООО "А".

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что из п. 1 ст. 2 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица являются самостоятельными участниками регулируемых гражданским законодательством отношений.
В частности, и общество с ограниченной ответственностью (далее - общество), как и любое другое юридическое лицо, имеет в собственности обособленное имущество и от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, а равно несет соответствующие обязанности (ст.ст. 48, 66, 87 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)).
В силу ст. 53 ГК РФ и п. 2 ст. 2 Закона об ООО общество, как и любое другое юридическое лицо, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В свою очередь, органом общества, который имеет право без доверенности действовать от его имени, в том числе и совершать сделки, является его единоличный исполнительный орган, например генеральный директор (п. 4 ст. 32, пп. 1 п. 3 ст. 40 Закона об ООО).
Иными словами, стороной сделок, совершаемых от имени общества генеральным директором, в рамках предоставленных ему законом и уставом общества, является само общество, которое приобретает при этом соответствующие права и обязанности (п. 1 ст. 182 ГК РФ).
Вместе с тем выполнение функций генерального директора не лишает физическое лицо правоспособности и правосубъектности, возможности приобретать права и обязанности, в том числе на основании совершаемых сделок. Поэтому генеральный директор общества может совершать самостоятельные сделки от своего собственного имени, в том числе и с возглавляемым им обществом, подписывая договор с обеих сторон. При этом с одной стороны он подписывает договор как орган юридического лица, а с другого - как самостоятельный субъект. Это не противоречит закону*(1).
Под филиалом юридического лица, в том числе общества, понимается его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть (п. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Закона об ООО). Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (абзац второй п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Таким образом, руководитель филиала не является органом общества, а является его представителем по доверенности. Причем поскольку, как следует из сказанного выше, филиал не является самостоятельным участником гражданских правоотношений, права и обязанности по совершенным им от имени общества в пределах правомочий, предоставленных доверенностью, также возникают непосредственно у самого общества (также п. 1 ст. 182 ГК РФ).
Соответственно, между ООО "А" и ООО "Б" может быть заключен договор, который с одной стороны будет подписан генеральным директором ООО "А" как органом этого общества, а с другой - тем же физическим лицом как представителем по доверенности ООО "Б".
При этом указанные в вопросе обстоятельства не позволяют отнести сделку к сделке аффилированных лиц. Согласно п. 6.1 ст. 45 Закона об ООО лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства РФ. Исчерпывающий перечень оснований для признания лиц аффилированными между собой предусмотрен ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Ни один из элементов описанной ситуации не подпадает под признаки аффилированности. В частности, здесь нет вхождения в группу лиц с одним и тем же лицом в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Физическое лицо - генеральный директор ООО "А" и ООО "А" образуют группу лиц в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 135-ФЗ. Однако это же физическое лицо не образует группы лиц с ООО "Б", поскольку возглавление филиала юридического лица, равно как и представительство его интересов по доверенности, не являются признаком группы лиц.
Безусловно, следует учитывать, что согласно абзацу первому п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако в толковании данной нормы, данной в п. 121 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, указано, что п. 3 ст. 182 ГК РФ не применяется в тех случаях, когда в законе об отдельных видах юридических лиц установлены специальные правила совершения сделок единоличным исполнительным органом в отношении себя лично либо в отношении другого лица, представителем (единоличным исполнительным органом) которого он одновременно является.
В данном случае специальное правило установлено: согласно п. 1 ст. 45 Закона об ООО сделки, в которых лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, выступает в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом, классифицируются как сделки с заинтересованностью. В силу п. 3 ст. 45 Закона об ООО совершение такого рода сделки должно быть одобрено решением общего собрания участников общества по правилам, установленным ст. 45 Закона об ООО. Исключения предусмотрены п. 4 ст. 45 Закона об ООО.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований к ней, может быть признана недействительной по иску общества или его участника (п. 5 ст. 45 Закона об ООО).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

15 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) По данному вопросу рекомендуем ознакомиться также, например, со следующим материалом: Вопрос: Создается ООО, единственным участником которого является физическое лицо (Петров П.П.). Планируется назначение на должность генерального директора и главного бухгалтера одного и того же физического лица (Иванов И.И.). Трудовой договор с генеральным директором будет подписываться с одной стороны единственным участником общества (Петров П.П.) и с другой стороны - генеральным директором (Иванов И.И.). Кем должен подписываться трудовой договор с главным бухгалтером (Иванов И.И.), если должность главного бухгалтера будет совмещать генеральный директор (Иванов И.И.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2016 г.).

Все консультации данной рубрики