Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

03.10.2016
ВОПРОС:
В автономном учреждении расчеты с физическими лицами за предоставление платных медицинских услуг осуществляются с применением ККМ, POS-терминалов. Также автономное учреждение предоставляет пациентам скидку в размере 3% от стоимости услуги, оплачиваемой с использованием карт, эмитированных Банком. Банк, в свою очередь, включает автономное учреждение в программу рекламной поддержки и ежеквартально представляет отчет о проделанной работе. Как отразить факт хозяйственной жизни в бухгалтерском учете? Как отразить скидку в бухучете?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете автономного учреждения доход от оказания платной медицинской услуги в рассматриваемой ситуации отражается исходя из окончательной стоимости услуги, за вычетом скидки. При этом отдельно отражать в учете скидку не надо.
Предоставление автономным учреждением скидок получателям медицинских услуг не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Обоснование вывода:
В настоящее время участие в дисконтных программах с целью привлечения большего количества клиентов находит все большее распространение среди участников рынка оказания услуг.
Одной из форм реализации дисконтных программ является выпуск так называемых кобрендинговых банковских карт, объединяющих в себе возможности банковской и дисконтной карт.
При осуществлении расчетов с использованием банковской карты, выпущенной банком, реализующим дисконтную программу, держателям карт предоставляются скидки от участников партнерской программы.
Как правило, в обязанности организатора дисконтной программы входит обеспечение функционирования программы путем размещения информационных материалов о предоставляемых скидках на товары и услуги участников - партнеров дисконтной программы.
Платежи за вступление в дисконтную программу и так называемые платежи "за присутствие" в дисконтной программе рассматриваются в качестве расходов, связанных с рекламной компанией.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Исходя из указанных определений, предоставление скидки на услуги, оплачиваемые с использованием карт, эмитированных Банком, не является рекламой. Рекламой в настоящем случае будут являться, например, размещение информационных стендов, распространение флаеров и другие способы доведения информации до потребителей. Рекламными расходами будут являться расходы на средства рекламы. Аналогичные правила определения рекламных расходов определены в п. 4 ст. 264 НК РФ для целей налогового учета.
Таким образом, сумма предоставленной скидки в рассматриваемой ситуации не может быть соотнесена с расходами на рекламу.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Следовательно, если законом прямо не предусмотрено иного, стороны могут самостоятельно установить цену услуг или порядок ее определения. В том числе заказчик и исполнитель вправе предусмотреть случаи уменьшения цены (предоставления скидки) в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Порядок отражения в бухгалтерском учете предоставленных скидок не определен Инструкциями, согласно положениям которых осуществляется учет в автономных учреждениях.
Следовательно, этот порядок может быть разработан бюджетным (автономным) учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики (п. 6 Инструкции N 157н).
Расчеты по суммам доходов (поступлений) отражаются организациями госсектора в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат (п. 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Следовательно, в бухгалтерском учете автономного учреждения доход от оказания платной медицинской услуги в рассматриваемой ситуации отражается исходя из окончательной стоимости услуги, за вычетом скидки. При этом отдельно отражать в учете скидку не надо.
В заключение отметим, что в установленных законом случаях операции по уменьшению доходов могут отражаться записью по дебету счета 401 10 в корреспонденции со счетом 205 00. Уменьшение расходов при этом относится на подстатью 174 "Выпадающие доходы" КОСГУ (письмо Минфина России от 18.04.2016 N 02-07-10/22401). Например, такой механизм может применяться при отражении в учете суммы начисленного административного штрафа в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП. А вот к рассматриваемой ситуации данный механизм применен быть не может.

К сведению:
В предусмотренных законом случаях при исполнении договоров применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Частью 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об АУ) установлено, что кроме указанных в ч. 2 этой статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
Иные же виды деятельности автономное учреждение вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности соответствуют этим целям и указаны в его учредительных документах (ч. 7 той же статьи).
Иными словами, закон ограничивает право автономного учреждения заключать "однородные" договоры на разных условиях (в том числе по разной цене) с разными субъектами в отношении услуг, относящихся к основной деятельности учреждения.
В связи с чем предоставление скидок при оплате медицинских услуг банковскими картами, участвующими в дисконтных программах, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

16 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики