Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
10.10.2016
- Благотворительный фонд заключил договор с редакцией (исполнитель, УСН) на изготовление тиражей двух книжных изданий, т.е. фонд предоставил целевые средства исполнителю на издательскую деятельность, осуществление безвозмездного распространения части тиража изданий среди библиотечных учреждений. Общая сумма денежных средств составила 200 000 руб. Согласно условиям договора исполнитель должен передать в собственность заказчику по 10 экземпляров каждого издания. По окончании договора исполнитель выставляет акты выполненных работ:
- первый - на передачу 10 экземпляров первого издания на сумму 6000 руб.;
- второй - на передачу 10 экземпляров второго издания на сумму 6500 руб.;
- третий - на общую сумму выполненных работ по подготовке к изданию и выпуску двух книг - 200 000 руб.
Какими бухгалтерскими проводками отразить в бухгалтерском учете принятие к учету 20 экземпляров книг, переданных по накладным вместе с первым и вторым актами, и заключительный акт по изданию и выпуску двух книг на сумму 200 000 руб.?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учёте благотворительного фонда необходимо отразить записи по счетам в общем порядке, установленном Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и бухгалтерскими ПБУ (изложено ниже).
Обоснование вывода:
Благотворительным фондом признается не имеющая членства некоммерческая благотворительная организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1, пп. 7 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 123.1 ГК РФ, п. 1, п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ)).
Бухгалтерский учёт
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 135-ФЗ, п. 1 ст. 32 Закона о НКО бухгалтерский учет благотворительным фондом ведется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) (п. 1 части 1 ст. 2, часть 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Согласно п. 1 ПБУ 10/99 "Расходы организации" НКО признают расходы от предпринимательской и иной деятельности в порядке, установленном нормами ПБУ 10/99.
В общем случае затраты, понесенные организацией в связи с оплатой тиража двух книжных изданий, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности по соответствующим элементам затрат (п.п. 5, 8, 16 ПБУ 10/99).
Особенностью рассматриваемой ситуации является то обстоятельство, что исходя из условий, установленных договором с редакцией на изготовление тиражей 2-х книжных изданий, заказчик не только принимает соответствующие работы, но к нему также поступают в собственность экземпляры 1-го и 2-го издания на сумму 12 500 руб. исходя из условий этого же договора.
С одной стороны, работы по изготовлению тиража книг, имеющие определенный материальный результат (тираж), могут быть выполнены в результате исполнения договора подряда (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
С другой стороны, поступление в собственность продукции в виде экземпляров 1-го и 2-го издания возможно при заключении договора поставки (ст. 454, 506 ГК РФ).
О том, что договор на изготовление печатной продукции (в Вашем случае - тиража книг) может рассматриваться как смешанный договор, содержащий элементы договора поставки и подряда, свидетельствуют постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 N 08АП-1796/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 N 09АП-7611/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 N 15АП-9254/10, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 N 19АП-5752/09.
Согласно п. 6.1 ПБУ 10/99 величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Поскольку в рассматриваемой ситуации заключается договор, который носит смешанный характер, величина кредиторской задолженности, определяемая исходя из цены, установленной договором, будет покрывать не только оплату работ, но и стоимость 20 экземпляров двух изданий, которая равна 12 500 руб.
В общем случае при признании расходов на приобретение работ и услуг производственного характера в бухгалтерском учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на договорную стоимость выполненных работ (оказанных услуг) (без учета НДС*(1)) в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Применительно к рассматриваемой ситуации работы приобретаются НКО в связи с осуществлением уставной деятельности, являются расходами НКО по обычным видам деятельности, поэтому подлежат отражению на счёте 20 "Основное производство" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее - План счетов и Инструкция)).
В свою очередь, в бухгалтерском учете материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 2, 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"). Оприходование приобретенных материально-производственных запасов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60. Полученные экземпляры изданий у НКО отражаются в общем порядке (смотрите также п. 7 Информационного письма Минфина России от 17.01.2012 "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)"). Фактической себестоимостью экземпляров в рассматриваемой ситуации является их стоимость, указанная в документах, полученных от поставщика.
Стоимость МПЗ, приобретенных за плату, в общем случае списывается на расходы по мере их реализации (или при ином выбытии) одним из способов, перечисленных в п. 16 ПБУ 5/01. При использовании полученных экземпляров для осуществления уставной деятельности фактическая себестоимость экземпляров списывается со счета 10 в дебет счёта 20.
Источником формирования имущества благотворительного фонда (ст. 15 Закона N 135-ФЗ) являются целевые средства, учет которых в соответствии с Планом счетов и Инструкцией ведется на счете 86 "Целевое финансирование".
Если заключение договора с редакцией на изготовление тиражей предусмотрено сметой доходов и расходов фонда, то использование средств целевого финансирования на расходы по договору, заключенному с издательством, отражается записью по дебету счёта 86 "Целевое финансирование" и кредиту счет 20 "Основное производство" (План счетов и Инструкция).
С учётом изложенного в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учёте благотворительного фонда, по нашему мнению, должны быть произведены следующие записи:
Дебет 20 Кредит 60
- 187,5 тыс. руб. (200 тыс. руб. - 12,5 тыс. руб.) - в составе расходов на осуществление уставной деятельности отражены затраты на приобретение работ и обязательства перед контрагентом;
Дебет 10 Кредит 60
- 12, 5 тыс. руб. - отражена стоимость полученных экземпляров;
Дебет 20 Кредит 10
- 12,5 тыс. руб. - экземпляры 1-го и 2-го изданий переданы для осуществления уставной деятельности;
Дебет 86 Кредит 20
- 200 тыс. руб. - отражено использование целевых средств (в разрезе договора благотворительного фонда, заключенного с издательством).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
23 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В рассматриваемой ситуации исполнитель НДС к оплате не предъявляет.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним