Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
11.10.2016
- На балансе казенного учреждения числятся отдельные объекты (покрытие искусственное для футбольного поля, дорожка беговая, ограждение, трибуна), все находится на одном земельном участке. Указанные объекты создавались и принимались к учету в разные годы, стадион как единый спортивный комплекс в государственном кадастре недвижимости зарегистрирован не был. После проведения инвентаризации в заключении комиссия предложила объединить объекты в один (стадион).
Имеет ли право учреждение объединить данные объекты и какими документами данную операцию следует оформить?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующими нормативными актами по бухгалтерскому (бюджетному) учету не установлен порядок объединения нескольких инвентарных объектов основных средств в один. Но если в установленном порядке (на основании распоряжения уполномоченного органа) принято решение об объединении нескольких инвентарных объектов в один и оформлении необходимых правоустанавливающих документов (в случае признания стадиона объектом недвижимости), то операция по объединению инвентарных объектов может быть отражена по аналогии с порядком учета перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении.
Обоснование вывода:
Решение вопроса о порядке учета расположенных на одной территории объектов (беговая дорожка, покрытие футбольного поля, трибуны, ограждения) в качестве единого инвентарного объекта или же самостоятельных инвентарных объектов*(1) может быть принято только на основании заключения профильной комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, основанном на их профессиональном суждении и соответствующей технической документации.
При этом всесторонне должна быть оценена степень выполнения критериев отнесения объекта к основным средствам, установленных п.п. 38, 39, 41 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Так, согласно п. 41 Инструкции N 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Следовательно, должностными лицами учреждения должна быть оценена возможность самостоятельного использования отдельных составляющих комплекса.
Но даже в случае, если должностные лица учреждения придут к выводу, что все его составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне комплекса, принимать окончательное решение об учете этого комплекса в качестве одного инвентарного объекта (стадиона) еще рано.
Должностным лицам учреждения необходимо перейти к установлению сроков полезного использования составляющих (частей) комплекса.
Согласно п. 45 Инструкции N 157н в случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В случае принятия в установленном порядке решения об объединении нескольких инвентарных объектов в один и оформлении необходимых правоустанавливающих документов при отражении факта хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетного учреждения необходимо принять во внимание следующее:
- действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлен порядок объединения нескольких инвентарных объектов основных средств в один;
- фактически ни один объект учета не выбывает, дополнительных вложений (инвестиций) в уже существующие инвентарные объекты не осуществляется, поэтому применение счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" в данном случае будет некорректным.
По нашему мнению, операция по объединению инвентарных объектов может быть отражена по аналогии с установленным в п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), порядком учета перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении.
При этом также необходимо проработать вопросы определения остаточной стоимости "единого" инвентарного объекта, срока его полезного использования и начисления амортизации. Одним из способов определения остаточной стоимости может быть применение агрегированной стоимости, то есть стоимости, полученной путем суммирования стоимостей (первоначальной и начисленной амортизации), объединенных в один объектов учета. Срок полезного использования определяется в установленном порядке с учетом срока фактической эксплуатации (п. 44 Инструкции N 157н). Годовая сумма амортизации в этом случае определяется исходя из остаточной стоимости объединенного объекта и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования (п. 85 Инструкции N 157н).
Объединение инвентарных объектов следует оформить Бухгалтерской справкой (форма 0504833).
В бюджетном учете казенного учреждения при этом после получения новых правоустанавливающих документов на единый объект могут быть отражены следующие корреспонденции:
1) Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 ХХ 310*(2);
Дебет КРБ 1 104 ХХ 410 Кредит КДБ 1 401 10 172
- отражено выбытие объектов, учтенных в качестве самостоятельных инвентарных объектов основных средств, по их первоначальной (балансовой) стоимости с одновременным отражением начисленной по этим объектам амортизации;
2) Дебет КРБ 1 101 ХХ 172 Кредит 1 401 10 172;
Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 104 ХХ 410
- одновременно отражено принятие объединенного инвентарного объекта основных средств по первоначальной (балансовой) стоимости, полученной путем суммирования первоначальных стоимостей, объединенных в один объект учета, с одновременным отражением общей суммы начисленной амортизации.
Отметим, что применение таких записей обосновано еще и тем, что на сегодняшний день складывается методология учета, согласно которой после поступления в организацию госсектора нефинансового актива все дальнейшие операции с этим объектом и его частями отражаются в учете с использованием счета 401 10 172.
Вместе с тем такой порядок желательно закрепить в учетной политике учреждения с соблюдением требований абз. 13 п. 2 Инструкции N 162н.
Сведения о произведенных изменениях в стоимости и качественных показателях объекта недвижимости следует отразить в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (форма 0504031).
Списание объединяемых объектов (учебного корпуса и двух пристроек) следует оформить Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104), при этом следует закрыть ранее открытые на них инвентарные карточки. В инвентарных карточках в разделе 3 в графе "Причина списания" может быть сделана запись "В результате объединения с инвентарными объектами" с указанием номеров объединенных объектов. В инвентарной карточке, открытой для нового инвентарного объекта, возникшего в результате объединения, нужно дать ссылку на инвентарные номера объединяемых объектов.
К сведению:
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. Спортивный стадион является самостоятельным объектом недвижимости (постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 6200/10). Как показывает анализ нормативных актов различных публично-правовых образований, учет стадионов как объектов недвижимости достаточно широко распространен на практике*(3).
Вместе с тем следует учитывать и такую позицию судей, согласно которой стадион может быть признан объектом недвижимости при условии, что он возводился как объект недвижимости (смотрите, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.10.2009 по делу N А13-12423/2008).
Данная позиция находит отражение и в разъяснениях, изложенных в письмах Роскадастра от 08.07.2013 N 08-2135-КЛ и Минэкономразвития РФ от 10.04.2013 N ОГ-Д23-1982, согласно которым в отношении комплекса объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет в качестве сооружения при соблюдении следующих условий:
- наличие документов, подтверждающих создание такого комплекса в качестве единого объекта недвижимости (разрешение на строительство, проектная документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию);
- использование объекта недвижимости (сооружения) по одному назначению;
- однородный правовой режим.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
23 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подобные решения принимаются в том числе на уровне публично-правовых образований. Смотрите, например, постановление администрации Киришского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области от 23.11.2012 N 630 "Об объединении и передаче объектов имущества казны муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области".
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(3) Смотрите, например:
- постановление администрации Романовского сельского поселения Дубовского района Ростовской области от 21.01.2015 N 11 "О переводе имущества с баланса Администрации в состав казны муниципального образования "Романовское сельское поселение";
- постановление администрации муниципального образования Приморское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 22.07.2014 N 124 "О принятии в собственность МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области недвижимого имущества казны МО "Выборгский район" Ленинградской области";
- постановление администрации Родионово-Несветайского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области от 12.04.2013 N 78 "Об утверждении отчета об исполнении муниципальной долгосрочной целевой программы "Оформление права собственности и использование имущества муниципального образования "Родионово-Несветайское сельское поселение" на 2012-2015 годы" за 2012 год".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним