Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

12.10.2016
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение заключило государственный контракт стоимостью до 100 тыс. руб., предметом которого являются проектные работы по реконструкции здания. Здание принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
Кому в соответствии с п. 1 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) будут принадлежать исключительные права на результаты выполненных проектных работ? Обязано ли бюджетное учреждение привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы приемки работ в соответствии с п. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, если не предусматривается государственная или негосударственная экспертиза проектной документации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Указанная норма в данном случае не применяется.
Исключительное право на проект, создаваемый по заказу организацией, будет принадлежать заказчику, если иное не установлено контрактом.
Исключительное право на проект, создаваемый по заказу физическим лицом, будет принадлежать исполнителю, если иное не установлено контрактом.
2. Бюджетное учреждение не обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы приемки работ в рассматриваемом случае.

Обоснование позиции:
1. Прежде отметим, что ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по смыслу ч. 1 этой статьи распространяется на государственные и муниципальные контракты, заключаемые государственными и муниципальными заказчиками от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, которым и должно переходить исключительное право на создаваемые произведения. Между тем бюджетные учреждения по смыслу п.п. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, а заключаемые ими контракты согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ не являются государственными или муниципальными контрактами.
Таким образом, в данном случае ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ не применяется.
Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), то есть защищаемыми законом результатами интеллектуальной деятельности, объектами интеллектуальной собственности (пп. 1 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). На результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права (ст. 1226 ГК РФ), которые применительно к объектам авторских прав именуются авторскими (п. 1 ст. 1255 ГК РФ), и прежде всего - исключительное право (ст. 1226, п. 2 ст. 1255 ГК РФ). Исключительное право - в некотором роде аналог права собственности на вещи в отношении результатов интеллектуальной деятельности - состоит в возможности его обладателя (правообладателя) по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности и при этом может быть отчуждено (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора и впоследствии может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
В частности, согласно п. 1 ст. 1296 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное. В этом случае подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такое произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права (п. 2 ст. 1296 ГК РФ). В случае, когда в соответствии с указанным договором исключительное право на произведение принадлежит подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать такое произведение в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях безвозмездной простой лицензии в течение всего срока действия исключительного права, если договором не предусмотрено иное.
Однако данные правила распространяются только на договоры с юридическими лицами, поскольку согласно п. 5 ст. 1296 ГК РФ не распространяются на договоры, в которых подрядчиком (исполнителем) является сам автор произведения, то есть по смыслу ст. 1257, п. 1 ст. 1258 ГК РФ гражданин, физическое лицо или граждане, физические лица, творческим трудом которого (которых) создается произведение.
Договоры на создание произведений с гражданами именуются авторскими и регулируются ст. 1288 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1288 ГК РФ договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. В этом случае к такому договору, соответственно, применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.
Отсюда можно сделать вывод, что по умолчанию, если договором авторского заказа не предусмотрено иного, исключительное право на создаваемое произведение возникает у его автора (авторов).
Следует обратить внимание на то, что ст. 1294 ГК РФ предусмотрен определенный объем прав, которые возникают у автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, если договором на создание такого произведения не предусмотрено иного. Упоминаемое в этой норме "исключительное право" автора на использование произведения определенными способами, указанными в п.п. 2, 3 ст. 1270 ГК РФ, на наш взгляд, не может быть приравнено к указанию о сохранении у автора исключительного права на произведение как такового, противоречит самому определению исключительного права, данному в п. 1 ст. 1229 ГК РФ, и п.п. 1, 2 ст. 1270 ГК РФ. По нашему мнению, в данном случае слово "исключительное" употребляется для подчеркивания того, что описанный объем правомочий может принадлежать только автору. При этом переход исключительного права на произведение как такового в норме не упоминается.
Отсюда, полагаем, можно сделать вывод, что принадлежность исключительного права произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства определяется вышеуказанными правилами ст.ст. 1288, 1296 ГК РФ, а в ст. 1294 ГК РФ описан объем правомочий, права автора, которые возникают у него независимо от принадлежности исключительного права на указанное произведение, если договором на создание такого произведения не предусмотрено иного.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных этим законом. Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем; далее также - контрагент) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ содержится правило о том, что заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного контрагента, за исключением случаев, перечисленных в этой части, к которым относится и случай заключения договора с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 1 указанной части).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации заказчик в любом случае не обязан привлекать для приемки результата выполненных работ экспертов или экспертные организации.
Кроме того, следует обратить внимание, что по смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотренная этим Законом "экспертиза" фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки от контрагента, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п. 1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).
Соответственно, привлечение экспертов, как следует из вышеописанных норм, является привлечением третьих лиц к исполнению обязанности заказчика по приемке товара. Такая экспертиза не равнозначна государственной экспертизе проектной документации.
В связи с этим следует обратить внимание также на то, что согласно п. 3 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик также не обязан привлекать сторонних экспертов, если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг;
- Энциклопедия решений. Обязанность привлечения сторонних экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

23 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики