Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
14.10.2016
- Гостиница предоставляет услуги Wi-Fi своим гостям. Для идентификации пользователей во исполнение Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" гостиница заключила договор на услуги по идентификации пользователей с оператором связи (далее - оператор) через агента на срок 3 года. Услуги облагаются НДС.
В договоре предусмотрено составление отчета оператора. Гостиница перечислила предоплату за первый год действия договора и получила от оператора универсальный передаточный документ (далее - УПД), в котором оказанная услуга обозначена как "услуга по идентификации пользователей в сети на 12 месяцев". Согласно договору организация разово перечисляет предоплату и получает документы на всю сумму за "услуги по идентификации пользователя в сети на 12 месяцев".
Как учесть в бухгалтерском и налоговом учете затраты по данному договору?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Рекомендуем учитывать расходы на идентификацию пользователей равномерно в течение года, за который произведена предоплата, как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения прибыли.
Вычет "входного" НДС с предоплаты может быть полностью произведен после осуществления предоплаты и получения УПД от оператора.
Обоснование позиции:
Правовые аспекты
Обязанность операторов связи и пользователей услуг связи осуществлять идентификацию последних при пользовании услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотрена в абзаце втором п. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей") (далее - Закон о связи) и в утверждаемых Правительством РФ правилах оказания услуг связи, в частности в п. 24.1 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32, в п. 17.1 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, и в п. 3.1 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 241.
Следовательно, услуги операторов связи по идентификации пользователей рассматриваются действующим законодательством как разновидность услуг связи. Можно сделать вывод, что затраты по идентификации пользователей должны отражаться в бухгалтерском и налоговом учете аналогично остальным услугам связи.
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, на оплату услуг связи, вычислительных центров можно отнести на основании п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99):
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Таким образом, расходы по оплате вышеперечисленных услуг в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности и признаются на дату оказания услуг.
Рассматриваемые виды расходов отражаются по дебету счетов учета затрат (20, 25, 26) в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Учитывая, что предоплата осуществлена за год вперед, рекомендуем проводки:
Дебет 60 Кредит 51 "Расчетный счет"
- предоплата;
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 60
- ежемесячное списание на расходы в размере 1/12 годовой суммы.
Документальным подтверждением расходов на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков являются:
- договор возмездного оказания услуг;
- акт приемки-сдачи оказанных услуг, если составление такого документа предусмотрено договором;
- документы, подтверждающие оплату услуг: платежные поручения, кассовые ордера и т.д.;
- почтовые квитанции.
В рассматриваемой ситуации необходимость составления акта приемки-сдачи оказанных услуг договором прямо не предусмотрена. Документальным подтверждением могут служить договор, предусмотренный договором отчет оператора и банковские документы об оплате.
Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
Согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" и иные аналогичные системы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
При методе начисления согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов (для затрат в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги)) признается одна из дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последнее число отчетного (налогового) периода.
В то же время в п. 1 ст. 272 НК РФ указано: "В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов".
Налоговые органы зачастую истолковывают данное положение следующим образом: любые расходы, которые относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, должны признаваться в целях налогообложения не единовременно, а равномерно в течение срока, к которому они относятся (смотрите, например, письма Минфина России от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690, от 14.03.2016 N 03-03-06/1/13948, от 09.02.2016 N 03-03-06/1/6519, от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1123, от 21.09.2015 N 03-03-06/4/53865). Если из документов, подтверждающих расходы, этот срок установить невозможно, то он определяется налогоплательщиком самостоятельно. Отметим, что соответствующих разъяснений контролирующих органов по отношению конкретно к услугам связи нам обнаружить не удалось.
Учитывая изложенное, рекомендуем учитывать расходы на идентификацию пользователей в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, равномерно в течение года (за который осуществлена предоплата). Применяемый метод учета расходов рекомендуем закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Обращаем внимание, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая отсутствие разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации, организация может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Организация имеет право на вычет "входного" НДС, если одновременно выполняются следующие условия:
- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).
При этом согласно п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
УПД, рекомендованный к применению письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, заменяет счет-фактуру для целей НДС (п. 1 письма ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-4-15/5702, письмо от 23.12.2015 N ЕД-4-15/22619).
Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий гостиница имеет право принять к вычету НДС, уплаченный в составе предоплаты за услуги связи, в том числе за услуги по идентификации пользователей.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Форма и условия договора на оказание услуг связи;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
20 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним