Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
20.10.2016
- Государственное бюджетное учреждение г. Москвы планирует в текущем году заключить договор с фирмой на оказание платных информационных услуг с использованием экземпляров правовой системы в сети Интернет на следующий календарный год.
Имеет ли право бюджетное учреждение оплатить услуги по договору в размере 100% в текущем месяце текущего года за счет средств от приносящей доход деятельности? Если указанные расходы можно произвести в текущем месяце, то как должен быть сформулирован предмет договора в такой ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации нет оснований для включения в договор условия об авансовом платеже в размере 100%.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (смотрите, например, ст. 487 ГК РФ).
Решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. В прошлые годы данные ограничения, как правило, предусматривались для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств. В 2016 году на федеральном уровне такие ограничения предусмотрены п. 36 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Постановление N 1456).
Отметим, что на федеральном уровне не существует общих норм, ограничивающих право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финансового обеспечения деятельности (смотрите также п. 1 письма Минфина России от 15.05.2015 N 02-03-10/28078, письмо Минфина России от 29.07.2014 N 02-01-07/37190, п. 1 письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-03-11/43458).
Однако специалисты финансового ведомства планируют существенно ограничить право бюджетных учреждений на перечисление авансов. Согласно ст. 2 подготовленного ими законопроекта при заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг бюджетные учреждения (федеральные, субъектов РФ и муниципальные) должны будут предусматривать авансовые платежи, объемы которых не могут превышать предельные размеры, установленные для получателей средств соответствующего бюджета.
Более того, не дожидаясь принятия указанных выше поправок, Минфин России уже скорректировал постановление Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", добавив в него п. 36.1, согласно положениям которого уже в этом году федеральные бюджетные и автономные учреждения должны предусматривать в контрактах авансы, не превышающие предельные размеры, предусмотренные для федеральных ПБС. Обеспечить выполнение этих требований должны органы-учредители.
В настоящее время ограничения размеров авансовых платежей по государственным контрактам (договором) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключаемых государственными учреждениями города Москвы, установлены постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1229-ПП "Об авансовых платежах, совершаемых за счет средств бюджета города Москвы" (далее - Постановление N 1299-ПП).
Так, государственные учреждения города Москвы при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи только в случаях, прямо предусмотренных п. 1 Постановления N 1299-ПП.
Перечень договоров (контрактов), по которым могут быть предусмотрены авансовые платежи в размере до 100%, приведен в пп. 1.1 п. 1 Постановления N 1299-ПП.
По нашему мнению, указанные в вопросе расходы не могут быть сопоставлены с одним из предметов договоров (контрактов), обозначенных в пп. 1.1 п. 1 Постановления N 1299-ПП. Соответственно, при заключении рассматриваемого договора в него должно быть включено условие об авансировании в соответствии с пп. 1.5 п. 1 Постановления N 1299-ПП.
Обратите внимание! В соответствии с ч. 1 п. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
То есть акт приема-передачи оказанных услуг между поставщиком и покупателем услуги, на основании которого в Вашей ситуации может быть произведена оплата, должен быть принят к бухгалтерскому учету в случае свершившегося факта оказания соответствующей услуги.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для бюджетных (автономных) учреждений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
30 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним