Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

24.10.2016
ВОПРОС:
Организация занимается производством и последующей реализацией обуви. Часть обуви реализуется на экспорт в страны таможенного союза. В какой момент можно заявить к вычету НДС по материалам, использованным для производства экспортной продукции, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.05.2016 N 150-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"? Нужно ли дождаться от покупателей таможенного союза заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 01.07.2016 суммы предъявленного поставщиками товаров НДС, относящегося к операциям по реализации товаров (за исключением сырьевых), вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогоплательщики могут принимать к вычету в общем порядке.
В целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы (их копии) по перечню, определенному Протоколом. Без оформленного покупателем заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо перечня заявлений в электронном виде экспортер не сможет подтвердить нулевую ставку НДС.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Налогоплательщик вправе предъявить к вычету НДС в том периоде, в котором выполнены все условия, предусмотренные ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ:
- товары (работы, услуги, имущественные права) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету на основании первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 2 ст. 169 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ).
До 1 июля 2016 года в отношении всех экспортных операций в п. 3 ст. 172 НК РФ был установлен особый порядок применения налоговых вычетов. Входной НДС по таким товарам (работам, услугам) принимался к вычету на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ (на последнее число квартала, в котором был собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ) (абзац первый п. 9 ст. 167 НК РФ).
Напомним, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ реализация товаров на экспорт признается объектом налогообложения НДС.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС операций по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, производится по налоговой ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с налоговой декларацией по НДС (п.п. 9, 10 ст. 165 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 29.09.2015 N 03-07-14/55546). Перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0%, установлен п. 1 ст. 165 НК РФ.
С 1 июля 2016 года порядок применения вычетов по НДС для экспортеров несырьевых товаров упрощен. Федеральным законом от 30.05.2016 N 150-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 150-ФЗ) приняты поправки в части применения вычетов НДС при осуществлении операций, облагаемых по нулевой ставке.
С указанной даты суммы "входного" НДС, относящегося к операциям по реализации товаров (за исключением сырьевых), вывезенных в таможенной процедуре экспорта, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также к отдельным операциям по реализации драгметаллов, налогоплательщики могут принимать к вычету без учета особенностей, предусмотренных абзацем первым п. 3 ст. 172 НК РФ, то есть не дожидаясь момента определения налоговой базы по указанным операциям, установленного ст. 167 НК РФ (пп. 1 и 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, абзац третий п. 3 ст. 172 НК РФ).
Также из норм ст. 165 НК РФ исключены положения, обязывающие налогоплательщиков подтверждать обоснованность применения рассматриваемых вычетов посредством представления в налоговый орган предусмотренных указанной статьей документов (абзац первый п. 1, абзац первый п. 8 ст. 165 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ). Такие документы должны представляться налогоплательщиками исключительно для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения).
Кроме того, налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров, поименованных в пп.пп. 1 (за исключением сырьевых товаров) и 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, освобождены от обязанности определения суммы "входного" НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации указанных товаров (абзац второй п. 10 ст. 165 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ).
Таким образом, вычет "входного" НДС по товарам (работам, услугам), которые приобретены для использования в операциях по реализации экспортных несырьевых товаров и драгметаллов, с 1 июля 2016 года можно заявлять в общем порядке в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, предусмотренные ст. 171 и ст. 172 НК РФ.
Отметим, что внесенные Законом N 150-ФЗ изменения применяются в отношении НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым в операциях по реализации товаров, названных в пп. 1 (за исключением сырья) и (или) пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, и принятым на учет с 1 июля 2016 года.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 7 НК РФ, устанавливающего приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать и положения Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор), устанавливающие принципы взимания косвенных налогов в государствах - членах указанного союза.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - ТС) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
В связи с этим при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников ЕАЭС (стран ТС) для целей исчисления косвенных налогов необходимо руководствоваться:
- Договором;
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору, далее - Протокол);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11.12.2009) (далее - Протокол об обмене информацией);
- НК РФ (в части, не противоречащей нормам Договора и Протокола).
Согласно п. 3 Протокола при экспорте товаров (под которым понимается вывоз товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена) применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола.
Одним из таких документов является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
Таким образом, одним из документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, может быть:
- возвращенный покупателем (импортером) экземпляр Заявления, составленного покупателем (т.е. импортером) по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией с отметкой налогового органа Казахстана об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налогового органа РФ) (в части составления вида заявления (в бумажном или электронном виде) смотрите письмо ФНС России от 01.07.2015 N ЗН-4-17/11507@ "Об электронном документообороте")
или
- перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (далее - Перечень заявлений). При этом в Перечень заявлений необходимо включать реквизиты и сведения только из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при экспорте с 1 июля 2016 года;
- Энциклопедия решений. Особенности налогообложения НДС при вывозе товаров с территории РФ;
- Энциклопедия решений. НДС при вывозе товаров на территорию государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

7 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики