Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

26.10.2016
ВОПРОС:
Федеральное казенное учреждение заключает соглашение об установлении частного срочного возмездного сервитута на срок до 3 лет. Применяются ли к этому соглашению нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Как поступить, если в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, а в учреждении они утверждаются на 1 год, при этом для оплаты необходимо представить счет на оплату и акт приема-передачи, которые в рамках соглашений об установлении сервитута не подписываются и не составляются?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Формально заключение соглашения об установлении сервитута подпадает под действие законодательства о контрактной системе. Иное может решить только суд.

Обоснование вывода:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, в том числе касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона.
Данная формулировка не совсем соответствует положениям Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). В Гражданском кодексе РФ "поставка товаров", "выполнение работ", "оказание услуг" - это определенные виды договоров, урегулированные разными нормами: поставка товаров и отдельно - поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (параграфы 3 и 4 главы 30 ГК РФ соответственно), виды договора купли-продажи; подряд и конкретно, уже - подрядные работы для государственных и муниципальных нужд (глава 37 ГК РФ), выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ) и возмездное оказание услуг (глава 39 ГК РФ). Также п. 2 ст. 779 ГК РФ содержит перечень глав Гражданского кодекса РФ, регулирующих договоры услуг, которые не регулируются главой 39 ГК РФ. Однако этот перечень не включает в себя договоры аренды, которые регулируются главой 34 ГК РФ и которые также явно не относятся ни к выполнению работ, ни к поставке. А купля-продажа недвижимости является отдельным видом договоров купли-продажи, наряду с поставкой и регулируется параграфом 7 главы 30 ГК РФ. Это делает возможность буквального толкования п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ сомнительной.
Также отдельные нормы Закона N 44-ФЗ касаются заключения и иных договоров, которые не относятся к поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Так, в п. 8 ч. 1 ст. 31, ч.ч. 6, 7 ст. 32, ч. 4 ст. 39, ч. 8 ст. 51, п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ говорится о контрактах на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на создание произведения литературы или искусства, программ для ЭВМ, баз данных, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национального фильма. Права же на объект интеллектуальной собственности могут быть приобретены только на основании договора на отчуждение исключительного права на такой объект или по лицензионному договору (ст. 1233 ГК РФ), а создание произведений литературы и искусства может осуществляться по договору авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ). Данные договоры регулируются частью четвертой Гражданского кодекса РФ и не относятся к договорам, описанным в части второй Гражданского кодекса РФ, по которым могут приобретаться только материальные носители результатов интеллектуальной деятельности (п. 4 ст. 129, п. 3 ст. 772, ст. 1227 ГК РФ).
Пункты 8, 23, 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ регулируют заключение контрактов "на оказание услуг" водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения, которые регулируются параграфом 6 главы 30 ГК РФ "Энергоснабжение" (п.п. 1, 4 ст. 539, ст. 548 ГК РФ). В п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ упоминается также договор на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, который является отдельным видом договора (постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2551/12). По нашему мнению, отдельным видом договора является и энергосервисный контракт, заключение которого регулируется п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 108 Закона N 44-ФЗ.
Наконец, в п. 3 ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ упоминаются "услуги по страхованию", хотя и страхование является самостоятельным видом договора (глава 48 ГК РФ).
Эти факты в совокупности позволяют сделать вывод, что термины "поставка товаров", "выполнение работ", "оказание услуг" в Законе N 44-ФЗ употребляются в ином, более широком, чем в Гражданском кодексе РФ, значении. Поэтому, учитывая преемственность Закона N 94-ФЗ и Закона N 44-ФЗ, представляется по-прежнему актуальной позиция, на которой основано решение ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-2237/11. Из этой позиции следует, что под действие Закона N 44-ФЗ подпадает заключение руководствующимися им заказчиками (в установленных этим Законом случаях - также и иными лицами в определенных им пределах) практически любых возмездных гражданско-правовых договоров (смотрите также ответ на вопрос 81 в приложении к письму Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889 "О направлении ответов на поступившие вопросы").
Исходя из сказанного, заключение соглашения об установлении сервитута подпадает под действие Закона N 44-ФЗ. Из писем Минэкономразвития России от 16.11.2015 N Д28и-3348 и от 18.05.2016 N Д28и-1420 можно сделать вывод, что специалисты этого ведомства придерживаются именно этой позиции, указывая, что исключение отношений, связанных с предоставлением сервитута, может произойти в будущем, по принятии нового закона.
В связи с этим отметим, что по общему правилу, установленному Бюджетным кодексом РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 БК РФ). Однако п. 3 ст. 72 БК РФ предусмотрены исключения из общего правила, позволяющие заключить контракт на весь срок выполнения работ, оказания услуг, поставки товара при наличии соответствующего решения или нормативного правового акта о выделении финансирования. Представляется очевидным, что это распространяется и на рассматриваемый случай.
Вместе с тем следует обратить внимание, что Минэкономразвития России не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, на что указывается и в письме Минэкономразвития России от 18.05.2016 N Д28и-1420. В связи с этим считаем необходимым сообщить следующее.
Полагаем, что неопределенное расширение сферы действия Закона N 44-ФЗ не означает, что эта сфера вовсе не имеет ограничений. На наш взгляд, в отдельных случаях необходимо учитывать правовую классификацию предмета договора. Из представленных выше норм, по нашему мнению, можно сделать вывод, что для включения в сферу действия Закона N 44-ФЗ договоры в любом случае должны подразумевать приобретение товаров, работ, услуг, имущественных или интеллектуальных прав.
В отношении же сервитута необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Как видим, право на сервитут, то есть на ограниченное пользование чужим недвижимым имуществом, возникает в силу закона, при условии невозможности обеспечения нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Иными словами, в рамках соглашения об установлении сервитута приобретения права фактически не происходит, а только устанавливается порядок его реализации, включая размер и порядок внесения платы, взимаемой за такую реализацию. Подтверждение этому можно найти в п. 3 ст. 274 ГК РФ, согласно которому в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Иными словами, условия сервитута, включая размер и порядок внесения платы, могут быть установлены и не соглашением, а решением суда.
Отсюда можно сделать вывод, что заключение соглашения об установлении сервитута по своему существу не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ. Однако заключение такого соглашения вне рамок данного Закона может повлечь претензии контролирующих органов и принять окончательное решение в таком случае сможет только суд. Судебной практики по рассматриваемому вопросу, сложившейся к настоящему времени, нам найти не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

5 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики