Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

26.10.2016
ВОПРОС:
Федеральное бюджетное учреждение в ходе выполнения государственного задания в 2015 году пользовалось услугами по междугородным переговорам с мая 2015 года. В октябре 2015 года был заключен контракт по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ на предоставление услуг по междугородным переговорам до 31.12.2015.
Акты сверки были представлены только за октябрь-ноябрь 2015 года. На основании данных документов указанный контракт за 2015 год был закрыт. В апреле 2016 года был заключен новый контракт на 2016 год на те же услуги. В полученных в 2016 году по новому контракту счетах отражена задолженность 8000 руб. В ходе анализа задолженности установлено, что 7000 руб. - задолженность, которая образовалась в период с мая по октябрь 2015 года, а 1000 руб. - задолженность за декабрь 2015 года.
Экономии средств субсидии на выполнения государственного задания на 2015 год в учреждении нет. В учреждении осуществляется также приносящая доход деятельность. Контрагент отключил междугороднюю связь и планирует выставить претензию. Учреждение согласно с суммой долга и готово его оплатить.
За счет каких средств федеральное бюджетное учреждение может оплатить задолженность?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации задолженность по оплате услуг междугородней связи может быть оплачена за счет средств от приносящей доход деятельности при условии, если соответствующее направление расходов будет предусмотрено в Плане ФХД на 2016 год.

Обоснование вывода:
1. Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Для определения целевого характера расходов средств субсидии на выполнение задания, как правило, применяются следующие основные критерии:
а) направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (смотрите, например, решения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2016 по делу N 12-140/2016, от 07.05.2015 по делу N 12-562/2015, от 25.05.2016 по делу N 7-653/2016, постановления Судебного участка N 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска (Архангельская область) от 24.06.2016 по делу N 4-481/2016 и от 24.06.2016 по делу N 4-479/2016);
б) соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:
- порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;
- соглашением о предоставлении субсидии (смотрите, например, решения Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 31.03.2016 по делу N 12-181/2016, Волгоградского областного суда от 17.04.2015 по делу N 07-450/2015).
Субсидия, предоставляемая учреждениям согласно положениям абзаца первого п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, имеет строгое целевое назначение - она предназначена для финансового обеспечения выполнения задания. А если толковать ст. 78.1 БК РФ буквально, то только для выполнения задания соответствующего (текущего) года.
Таким образом, оплата за счет субсидии текущего года кредиторской задолженности прошлых лет, пусть и образовавшейся в рамках деятельности по выполнению задания, отдельными контрольными органами и судами трактуется как нецелевой расход (постановление Волгоградского областного суда от 28.03.2016 по делу N 4А-337/2016, решения Волгоградского областного суда от 04.08.2016 по делу N 07-1031/2016, от 18.03.2015 по делу N 07-333/2015, Камышинского городского суда Волгоградской области от 29.02.2016 по делу N 12-54/2016, Кировского районного суда г. Волгограда от 13.04.2015 по делу N 12-82/2015). Поэтому погашать такую задолженность лучше за счет остатков субсидий прошлых лет или за счет средств от приносящей доход деятельности.
В рассматриваемой ситуации экономия средств субсидии на выполнение государственного задания на 2015 год в учреждении отсутствует, поэтому для погашения задолженности за услуги связи могут быть использованы средства от приносящей доход деятельности.
Для этого в учете бюджетного учреждения на основании документов, подтверждающих обоснованность возникновения задолженности, следует отразить принятие обязательств на ее исполнение (погашение) в текущем финансовом году. В случае, если документы, подтверждающие возникновение задолженности, имелись в учреждении, но не были своевременно отражены в его учете, речь может идти о допущенных ошибках в предыдущем периоде (в 2015 году), то есть об обнаружении в регистрах бухгалтерского учета ошибки за период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность уже была представлена. Порядок исправления такой ошибки предусмотрен в п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н: ошибка отражается датой их обнаружения дополнительной бухгалтерской записью. Указанное исправление оформляется первичным учетным документом - Бухгалтерской справкой (форма 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.
Если учреждение признает задолженность перед поставщиком услуг связи, в учете необходимо будет отразить как расчеты по услугам связи за период с мая по октябрь 2015 года, так и расчеты за декабрь 2015 года, в рамках государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. В соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК), финансовыми органами субъектов РФ (муниципального образования) в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.
Согласно п. 4 Порядка проведения ТОФК кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н (далее - Порядок N 11н), для проведения кассовых выплат клиент представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе Заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801, далее - Заявка).
Согласно п. 6 Порядка N 11н платежные документы принимаются ТОФК к исполнению в случае выполнения следующих условий:
- платежный документ соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком, Порядком санкционирования (Соглашением);
- в платежном документе отсутствуют исправления (в случае представления платежного документа на бумажном носителе);
- указанные в платежном документе коды по бюджетной классификации являются действующими на момент представления платежного документа;
- указанные в платежном документе коды по бюджетной классификации соответствуют текстовому назначению платежа;
- суммы, указанные в платежном документе, не превышают остаток средств на соответствующем лицевом счете, открытом бюджетному учреждению в ТОФК.
Документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, при проведении операций за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и средств от приносящей доход деятельности не представляются (смотрите в том числе ч. 15 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации для проведения оплаты задолженности достаточно выполнения описанных выше требований, предъявляемых к заполнению Заявки (п. 6 Порядка N 11н).
3. Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и доходов, полученных от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять любые расходы за счет средств от приносящей доход деятельности, если соответствующее направление расходов предусмотрено в Плане ФХД.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации федеральное бюджетное учреждение может оплатить в 2016 году расходы на междугородние переговоры, которые были осуществлены в 2015 году при выполнении государственного задания, за счет средств от приносящей доход деятельности при условии, если соответствующее направление расходов будет предусмотрено в Плане ФХД на 2016 год.
Обратите внимание, что неотражение в учете учреждения фактов хозяйственной жизни, имевших место, может быть расценено как искажение данных учета и отчетности. Поэтому в учреждении возможно принятие решения о проведении разбирательства по сложившейся ситуации, в том числе и с целью установления виновных должностных лиц и их ответственности.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета госучреждения;
- Энциклопедия решений. Осуществление бюджетным (автономным) учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение госзадания;
- Энциклопедия решений. Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года;
- Энциклопедия решений. Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Установление критериев существенности в учетной политике госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

3 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики