Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

27.10.2016
ВОПРОС:
Образовательное бюджетное учреждение организовало медицинский осмотр сотрудников, заключив контракт со специализированной организацией. Одна из сотрудниц на тот момент находилась в отпуске по уходу за ребенком, по возвращении из которого она прошла медицинский осмотр самостоятельно.
Как бухгалтерии возместить затраты на медицинский осмотр сотруднику учреждения, если деятельность, приносящая доход, не ведется, а в состав подстатьи 212 "Прочие выплаты" КОСГУ эти расходы не включены?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Не предусмотренные Планом ФХД расходы на выплату компенсации за прохождение сотрудником медицинского осмотра могут осуществляться бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания при уточнении Плана ФХД - уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов.

Обоснование вывода:
Некоторые категории работников, перечисленные в ст. 213 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), обязаны проходить медицинские осмотры. Обязанность работодателя организовать проведение медицинских осмотров для конкретных категорий работников может следовать и из иных федеральных законов и нормативных актов.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является обязанность организовать в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
В случае, если работник фактически самостоятельно прошел медицинский осмотр, проведение которого должен был организовать работодатель, последний обязан оплатить работнику те расходы, которые он понес в связи с прохождением медицинского осмотра*(1).
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, компенсация расходов работника на прохождение медицинского осмотра осуществляется за счет подстатьи 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Данная подстатья КОСГУ подлежит применению бюджетными учреждениями в увязке с элементом вида расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" (смотрите Сопоставительную таблицу, доведенную в Информации Минфина России от 31.05.2016).
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 4 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Порядок N 81н)).
Согласно положениям п.п. 9 и 11 Порядка N 81н учреждение при планировании своей финансовой деятельности самостоятельно определяет направление расходов, а также объемов выплат, связанных с выполнением государственного задания (на очередной финансовый год и плановый период) исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств.
При этом законодательством Российской Федерации не установлено требования о том, что плановые показатели по выплатам (расходам), отраженные в Плане ФХД, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 29.04.2016 N 02-03-06/25186).
Таким образом, бюджетное учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также имеет право самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение государственного задания по видам расходов в зависимости от потребности.
Главное требование, которое должны соблюдать бюджетные учреждения, заключается в том, чтобы государственное задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (смотрите, например, письма Минфина России от 30.12.2014 N 02-07-10/69030, от 24.06.2013 N 02-13-10/23799, от 28.06.2013 N 02-13-11/24924, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106).
Отметим, что при проведении перераспределения денежных средств в разрезе видов расходов учреждению необходимо уточнить показатели Плана ФХД в порядке, определенном Требованиями N 81н, с учетом требований учредителя.
Таким образом, расходы, не предусмотренные Планом ФХД (в данном случае - расходы на выплату компенсации за прохождение сотрудником медицинского осмотра), могут осуществляться бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение задания при внесении уточнений в План ФХД - уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов.

К сведению:
Исходя из общих принципов права указанная компенсация должна производиться в ближайшее время после представления работником письменного заявления и документов, подтверждающих эти расходы. Такой же позиции придерживаются и судебные органы (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 04.10.2012 N 33-9769, решение Миасского городского суда Челябинской области от 30.03.2016 N 12-47/2016).
В случае отказа работодателя возместить работнику (соискателю) названные затраты они могут быть взысканы в судебном порядке (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776, апелляционное определение Мурманского областного суда от 05.06.2013 N 33-1940-2013).
Стоит отметить, что в таком случае учреждению, очевидно, придется столкнуться с необходимостью оплаты судебных издержек и иных расходов (уплата госпошлины, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), транспортные расходы, командировочные и т.д.).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Осуществление бюджетным (автономным) учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение госзадания;
- Энциклопедия решений. Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

6 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 15.04.2014 N 33-905/2014;
- решение Центрального районного суда г. Тольятти от 22.05.2012;
- решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23.01.2014 N 2-367/2014;
- решение Североморского городского суда Мурманской области от 08.07.2013 N 2-1452/2013.

 

Все консультации данной рубрики