Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

28.10.2016
ВОПРОС:
Государственное унитарное предприятие не получает бюджетного финансирования.
Должно ли государственное унитарное предприятие с 01.01.2017 размещать временно свободные денежные средства в депозиты банков с соблюдением норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Какие требования государственное унитарное предприятие должно предъявлять к кредитным организациям, чтобы не нарушить Закон о защите конкуренции? Вклад (депозит) не является платной услугой и в принципе не является закупкой (размер процентной ставки не торгуется).
Каким способом осуществлять такую закупку? Как применять к такой закупке ценовой критерий, критерий "качество и квалификация"?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С 1 января 2017 года все унитарные предприятия (независимо от видов осуществляемой ими деятельности) будут обязаны осуществлять закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе, за исключением случаев осуществления закупок, прямо указанных нормами этого законодательства.
Заключение договора банковского вклада формально подпадает под действие законодательства о контрактной системе. Иное может решить только суд.
В случае заключения указанного договора в рамках закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе к участникам закупки предъявляются общеустановленные требования. Расчет начальной (максимальной) цены также осуществляется в общем порядке.

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ), вступающим в силу с 01.01.2017, в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия становятся одной из категорий заказчиков, обязанных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг применять по общему правилу положения этого Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в будущей редакции).
Исключения установлены ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 321-ФЗ, согласно которой при наличии положения о закупке (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", далее - Закон N 223-ФЗ), принятого и размещенного до начала года в единой информационной системе, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с таким положением, то есть в рамках требований Закона N 223-ФЗ, в следующих случаях:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Приведенный перечень случаев, когда унитарные предприятия при осуществлении закупок вправе будут руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ после 31 декабря 2016 года, является исчерпывающим. Иных изъятий из общего правила осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ этот Закон (в редакции Закона N 321-ФЗ) не содержит. В том числе обязанность унитарных предприятий с 2017 года осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ не поставлена законодательством в зависимость от того, получает ли унитарное предприятие бюджетное финансирование (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.08.2016 N Д28и-2013, от 18.08.2016 N Д28и-2133, от 19.08.2016 N Д28и-2168).
Из нормы п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ следует, что в сферу правового регулирования этого Закона входит заключение любых видов гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона.
Заметим, что такая формулировка не совсем соответствует положениям Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), поскольку, например, договоры аренды, которые регулируются главой 34 ГК РФ, Гражданским кодексом РФ не отнесены ни к поставкам товаров, регулируемым параграфами 3 и 4 главы 30 ГК РФ, ни к договорам на выполнение работ, регулируемым главами 37 и 38 ГК РФ, ни к договорам на оказание услуг, регулируемым главой 39 ГК РФ, а также главами, перечисленными в п. 2 ст. 779 ГК РФ.
Однако применительно к рассматриваемой ситуации важнейшим является то, что п. 2 ст. 779 ГК РФ прямо упоминает среди глав, регулирующих договоры оказания услуг, главу 44 ГК РФ, регулирующую договоры банковского вклада.
Таким образом, формально заключение договора банковского вклада подпадает под действие Закона N 44-ФЗ. Исходя из п. 1 письма Ассоциации российских банков от 20.11.2014 N А-01/5-769 именно такого мнения придерживаются специалисты этой организации.
Заметим, что возможен и другой подход, основанный на правовой позиции, высказанной в решении ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-2237/11 относительно сферы действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), согласно которой под действие этого Закона подпадали фактически любые договоры, заключенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Учитывая определенную преемственность Закона N 94-ФЗ и Закона N 44-ФЗ, эта позиция может рассматриваться как актуальная и сейчас. Исходя из этой позиции под действие Закона N 44-ФЗ подпадает заключение любых возмездных договоров, по которым заказчик оплачивает исполнение контракта другой стороной (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) денежными средствами (п. 1 ст. 423 ГК РФ).
Поскольку договор банковского вклада действительно не подпадает под такое определение, его заключение может и не квалифицироваться как закупка. Аналогичное мнение высказано в статье "Депозит не закупка", Н. Римова, Газета "эж-ЮРИСТ", N 37, сентябрь 2015 г. относительно закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, положения которого в данной части аналогичны положениям Закона N 44-ФЗ.
К сожалению, официальных разъяснений, равно как и материалов правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос, нам найти не удалось. При заключении унитарным предприятием договора банковского вклада вне рамок законодательства о контрактной системе либо Закона N 223-ФЗ (если к его применению есть основания) возможно предъявление претензий со стороны контролирующих органов. В этом случае окончательно разрешить вопрос может только суд.
В том случае, если квалифицировать заключение унитарным предприятием договора банковского вклада как закупку, следует исходить из того, что особых правил такой закупки Законом N 44-ФЗ не установлено. Поэтому к участникам закупки предъявляются требования, предусмотренные для любых закупок ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а расчет начальной (максимальной) цены контракта осуществляется по общим правилам, установленным ст. 22 Закона N 44-ФЗ и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
Требования ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на такую закупку не распространяются, поскольку они предназначены только для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов (ч. 1 указанной статьи).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

6 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики