Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.10.2016
ВОПРОС:
Федеральному бюджетному учреждению в 2015 году выделена субсидия на выполнение государственного задания. В декабре 2015 года был осуществлен авансовый платеж по уплате налога на имущество за IV квартал 2015 года за счет средств субсидии по ст. 290 КОСГУ. На 01.01.2016 образовалась дебиторская задолженность по налогу на имущество.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 введен коэффициент платной деятельности, применяемый при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
В связи с введением коэффициента платной деятельности в 2016 году финансирование на уплату налогов за счет средств субсидии на выполнение государственного задания значительно уменьшилось. Переплата по налогу на имущество перекрывается очень медленно.
Учреждение обратилось в налоговые органы с письмом о возврате переплаты по налогу на имущество, и денежные средства были возвращены на лицевой счет бюджетного учреждения.
Как отразить сложившуюся ситуацию в учете и отчетности бюджетного учреждения? Как поступить с данными денежными средствами, если по итогам 2015 года учреждением были достигнуты показатели задания, характеризующие объем выполнения государственных услуг?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Поступления сумм в погашение дебиторской задолженности прошлых лет по расходам отражаются бюджетным учреждением по забалансовому счету 17 в разрезе кодов (составных частей кодов) классификации расходов бюджета. На лицевом счете бюджетного учреждения поступившая сумма подлежит учету по статье 510 "Поступления на счета бюджетов" КОСГУ.
2. По своей сути поступившие от налогового органа суммы возврата дебиторской задолженности прошлого года по расходам на данный момент представляют собой остаток средств, сложившийся при выполнении государственного задания прошлого года (экономия). При выполнении определенных условий действующее законодательство предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного задания по собственному усмотрению. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано.

Обоснование вывода:
1. Поступления сумм в погашение дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет) отражаются бюджетными (автономными) учреждениями по забалансовому счету 17 в разрезе кодов (составных частей кодов) классификации расходов бюджета (абз. 3 п. 2.1 раздела II письма Минфина России и Федерального казначейства от 04.07.2016 NN 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).
Следует отметить, что указанное письмо Минфина России и Федерального казначейства носит системный характер, то есть оно разъясняет не отдельные вопросы по ведению учета в сложившейся ситуации конкретного учреждения, а подлежит применению всеми организациями госсектора. Именно Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329).
При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) показатели поступлений сумм возвратов дебиторской задолженности прошлых лет по расходам не включаются в показатели раздела "Расходы учреждения", а отражаются обособленно - в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения" в строке 591 с последующей детализацией в разрезе кодов аналитики в строке 950 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" (смотрите п.п. 44, 44.1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, далее - Инструкция N 33н).
При формировании Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, отражаются в строке 421 раздела "Изменения остатков средств" (п. 55.1 Инструкции N 33н).
Строке 421 раздела "Изменения остатков средств" Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) соответствует статья 510 "Поступления на счета бюджетов" КОСГУ. Строке 591 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) соответствует статья аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступления на счета бюджетов". Данные факты позволяют сделать вывод о том, что на лицевом счете бюджетного учреждения поступившая сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам подлежит учету по статье 510 "Поступления на счета бюджетов" КОСГУ.
Для отражения расчетов по начислению и уплате налога на имущество организаций применяется счет 303 12 "Расчеты по налогу на имущество организаций" (п. 263 Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Учитывая изложенное, а также п. 72 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, указанная в вопросе хозяйственная ситуация подлежит отражению в учете бухгалтерской записью:
Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 303 12 730, одновременно отражается увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 4 201 11 000 (КОСГУ 290)
- отражен возврат от налогового органа суммы переплаты по налогу на имущество.
2. Средства, перечисляемые учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (субсидии на выполнение государственного задания), носят целевой характер - они предназначены для финансового обеспечения выполнения задания. А если толковать ст. 78.1 БК РФ буквально, то только для выполнения задания соответствующего (текущего) года. Соответственно, по общему правилу обязательства, возникшие при выполнении государственного задания на определенный год, должны быть оплачены за счет субсидии на выполнение задания, предоставленной в этом же году.
По своей сути поступившие от налогового органа суммы возврата дебиторской задолженности прошлого года по расходам на данный момент представляют собой остаток средств, сложившийся при выполнении государственного задания прошлого года (экономия).
Если государственное задание выполнено в полном объеме, то не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению из федерального бюджета в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Как видим, при выполнении определенных условий действующее законодательство предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение государственного задания по собственному усмотрению. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения).
Специалисты финансового ведомства указывают, что остатки субсидии на выполнение задания (экономия) могут быть, в частности, израсходованы учреждением (смотрите Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 года):
- на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления;
- на приобретение оборудования;
- на повышение заработной платы сотрудникам учреждения.
В учреждении может быть составлена отдельная подробная Смета, в соответствии с которой будут расходоваться остатки субсидии. При этом объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Согласно п. 22 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель). Действующее законодательство не обязывает учредителя принимать любые предложения учреждения по расходованию экономии и утверждать соответствующие изменения в план его финансово-хозяйственной деятельности. Если по вопросу расходования экономии между учреждением и учредителем возникли противоречия, урегулировать их придется самостоятельно - процедура разрешения подобных споров правовыми актами не установлена.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Формирование Отчетов (ф.ф. 0503737, 0503723) в части операций по поступлениям сумм дебиторской задолженности прошлых лет по расходам;
- Энциклопедия решений. Операции по возврату бюджетному (автономному) учреждению дебиторской задолженности;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Порядок учета на забалансовых счетах 17 и 18 в целях формирования отчетности;
- Энциклопедия решений. Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики